ГУВД Москвы заявляет, что не запрашивало в школах списки детей грузинской национальности. По некоторым данным, московская милиция запросила в школах списки учеников с грузинскими фамилиями, чтобы выяснить, законно ли их родители находятся на территории России.
"Подобные запросы в школы действительно поступают", - заявил радиостанции "Эхо Москвы" член Общественной палаты и ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. Он призвал не выдавать списки грузинских детей правоохранительным органам.
Акция: Я - грузин
Правозащитники проведут пикет против антигрузинской кампании
"Мемориал" требует прекратить антигрузинскую кампанию
Правозащитный Центр "Мемориал" считает необходимым заявить о своей позиции в связи со стремительным обострением отношений между Россией и Грузией, поскольку складывающаяся ситуация создает угрозу возобновления военных действий в зонах конфликтов на территории Грузии и уже реально ведет к массовым нарушениям прав человека.
Мы выражаем свою глубокую озабоченность и тревогу по поводу эскалации напряженности в отношениях между двумя странами, которая может привести к тяжелым и необратимым последствиям.
На наш взгляд, вина за развитие событий лежит, хотя и не в одинаковой степени, на обеих странах. Каждая из сторон своими действиями провоцируют противоположную сторону на враждебные шаги, и обе поддаются этим провокациям.
Не можем не отметить, что корни создавшейся ситуации лежат в напряженности, накапливавшейся годами. Сталинская конструкция "национально-государственного" устройства, затем, в процессе распада СССР, негибкая политика целого ряда грузинских, абхазских, юго-осетинских лидеров, затем активное вмешательство Российской Федерации и ее субъектов в политические процессы на территориях, не относящихся к российской юрисдикции, - все это привело к политико-правовому тупику, который с очевидностью проявился уже в 90-е годы.
У кого-то появились надежды на выход из этого тупика в связи с бескомпромиссной позицией, заявленной несколько лет назад Михаилом Саакашвили, которая позволила ему придти к власти и даже достичь определенных результатов. Сейчас видно, что это были не более, чем иллюзии. Саакашвили не удалось соблюсти меру, его риторика лишь отпугнула потенциальных партнеров по переговорному процессу, она ушла от темы реалистичного разрешения конфликтов.
В тональности отношений с Россией у грузинского руководства также, на наш взгляд, утратилось чувство реальности, соотношения сил и возможностей. Акция по аресту российских военнослужащих была организована грузинскими властями намеренно демонстративно, с очевидным намерением придать ей максимальную публичность. При подготовке этих действий руководство Грузии не могло не понимать того, что реакция со стороны российский властей будет крайне жесткой, и возможно, выходящей за рамки принятого в международной практике адекватного реагирования на арест своих разведчиков. Видимо, грузинское руководство сознательно не исключало принятия со стороны России мер, от которых пострадают многочисленные слои населения страны.
Однако все это не оправдывает принятия со стороны России именно таких, несоразмерных санкций, прямо направленных на всех граждан Грузии в целом, затрагивающих их законные и часто жизненные интересы. Тем более, что санкции продлены, а также расширены уже после освобождения военнослужащих и без предъявления каких-либо условий соседней стране.
Такой способ действия не есть защита интересов России и прав ее граждан. Подобные действия ведут только к нарушениям прав миллионов людей, никак не причастных к межгосударственным противоречиям, и к тому, что враждебность в международных отношениях и в регионе закрепляется на многие годы вперед.
Мы требуем от руководства обеих стран ответственных действий, ведущих к прекращению напряженности и быстрому разрешению возникшего кризиса.
Нельзя не отметить, что арестованные российские военные были обвинены отнюдь не только в шпионаже (который является незаконным, но обычным в практике государств), но также в диверсионной и даже террористической деятельности. Если последние обвинения имеют под собой реальные основания, то это означало бы, что российская сторона перешла грань допустимого в современном цивилизованном мире по отношению к другому государству. В таком случае демонстративность в действиях грузинских властей и максимальная огласка случившегося были бы оправданы.
Однако до сих пор никаких серьезных доказательств такой деятельности российских военных на территории Грузии представлено не было. Мы, как граждане России, вправе требовать таковых от правительства Грузии. Без предъявления таких доказательств выдвигать столь серьезные обвинения было бы безответственно.
Мы полагаем, что ни власти России, ни власти Грузии не желают и не планируют начинать друг против друга военные действия. Однако, нынешнее балансирование на грани войны может раньше или позднее привести к вооруженному столкновению независимо от начальных намерений правительств обеих стран.
Конфликты вокруг Абхазии и Южной Осетии не могут быть разрешены силовым путем, и выход может быть найден лишь в ходе дальнейших переговоров. Вместе с тем, беспрецедентное обострение отношений между Россией и Грузией может привести к возобновлению в этих регионах боевых действий. Среди сил, причастным к этим конфликтам, могут найтись провокаторы, активно подталкивающие ситуацию к войне.
Мы обращаемся к руководству России и Грузии с требованием проявить сдержанность, учитывать возможность неконтролируемого развития событий, не поддаваться на действия провокаторов и, тем более, не поощрять их.
Мы возмущены антигрузинской шовинистической кампанией, развернувшейся в России при откровенной поддержке властей. Возложение на граждан Грузии коллективной ответственности за действия их правительства, не нравящиеся руководству РФ, в очередной раз показывает полное пренебрежение российских властей принципами и нормами права.
Запреты и ограничения в отношении граждан определенной страны - Грузии - и тем более грузин по этническому происхождению являются ни чем иным, как расовой дискриминацией.
Мы требуем от российского руководства принять все возможные меры для прекращения антигрузинской кампании. Независимо от того, была ли дискриминация в отношении грузин со стороны правоохранительных органов и иных органов власти следствием приказа вышестоящего руководства или инициативы рядовых исполнителей, мы требуем привлечения виновных в этом к ответственности.