Иск к правительству республики подан в городской суд Нальчика от 15 человек, чьи родственники были убиты во время спецоперации в октябре 2005 года. Всего во время боестолкновений в Нальчике были убиты около 100 человек
Reuters
Родственники предполагаемых участников нападения на Нальчик в 2005 году через суд потребовали от властей Карабдино-Балкарии сообщить, где и как были захоронены тела ликвидированных. Ранее им отказывали в раскрытии мест захоронения на основании закона, запрещающего выдавать тела террористов и раскрывать информацию о местах захоронения, однако в 2014 году Европейский суд по правам человека посчитал, что в деле о событиях 2005 года остаются белые пятна, а обращения родственников убитых были рассмотрены разом, а не индивидуально, пишет газета "Коммерсант".

По данным издания, иск к правительству республики подан в городской суд Нальчика от 15 человек, чьи родственники были убиты во время спецоперации в октябре 2005 года. Всего во время столкновений в Нальчике были убиты около 100 человек, при этом четверых так и не опознали, а сама процедура опознания, полагают истцы, вызывает вопросы.

Уголовное преследование ликвидированных было прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам. "Но никто не давал гарантий, что эти люди убиты за дело. Никто не говорит, что все они невиновны. Но всем нам автоматически отказали в выдаче тел и предоставлении информации", - говорит Римма Набитова, потерявшая во время нападения на город двоих сыновей.

Правоохранительные органы считают всех погибших боевиками. Это позволяет, ссылаясь за законы "О борьбе с терроризмом" и "О погребении и похоронном деле", отказывать родным в раскрытии места захоронения и предоставлении иной информации. Решение ЕСПЧ 2014 года позволило вновь поднять этот вопрос. В январе родственники убитых обратились к главе республики Юрию Кокову, однако из его аппарата обращение было передано в прокуратуру. Именно это решение теперь оспаривается в суде.

Напомним, постановление правительства N164 "О погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта" было принято в 2003 году. Один из инициаторов введения нормы, запрещающей выдавать тела террористов родственникам, депутат Франц Клинцевич, так комментировал принятие нормативного акта "Газете.ru": "Мы, вне всякого сомнения, будем заворачивать их в свиные шкуры и закапывать".

"Ярость и злость родственников террористов в связи с принятием этой поправки - ничто в сравнении с яростью и злостью родственников погибших от рук этих террористов. Выдача тел террористов - это такой же политический акт, который должен быть пресечен законом", - отмечал Александр Котенков, представлявший президента в Госдуме.

В 2007 году Конституционный суд РФ по обращению родственников убитых при нападении на Нальчик оценил законность нормативного акта и признал, что в современных исторических условиях выдача тел террористов способна создать угрозу общественной безопасности, спровоцировать столкновения и сделать могилы местом поклонения. Вместе с тем, решил КС, госорганы и должностные лица, отвечающие за погребение, обязаны принимать меры для соблюдения обычаев и традиций.

Вдохновителем нападения на Нальчик в 2005 году стал Шамиль Басаев. Предполагалось, что члены "Кавказского фронта" и джаамата КБР нападут на силовые структуры и получат контроль над городом. 13 октября мобильные группы боевиков, вооруженных в том числе гранатометами и пулеметами, въехали в Нальчик с двух сторон и одновременно атаковали восемь целей при поддержке снайперов и взрывников. Бои продолжались в течение дня, в ряде случаев были захвачены заложники. Полностью подавить сопротивление боевиков удалось только к обеду 14 октября.

Предполагается, что в нападении участвовали около 200 человек под руководством Анзора Астемирова и Илесса Горчханова. Погибли 12 мирных жителей и 35 сотрудников силовых структур, ранено было более 100 человек. Судебное разбирательство продолжалось семь лет. Пятеро боевиков были приговорены к пожизненному лишению свободы, 49 получили различные сроки заключения в колонии строгого режима, трое были освобождены в зале суда.