Российская пресса во вторник комментирует первое выступление Владимира Путина в Госдуме в качестве премьера с отчетом о проделанной работе правительства за 2008 год
government.ru
Российская пресса во вторник комментирует первое выступление Владимира Путина в Госдуме в качестве премьера с отчетом о проделанной работе правительства за 2008 год. В общей сложности СМИ скромно оценили "апрельские тезисы" главы кабинета министров, отметив, что его речь больше походила на анонс антикризисных мер правительства, чем на отчет. Пресса согласна с депутатами, по мнению которых Путин не дал внятных ответов, а его речь - обобщение прежних выступлений.

"Российская экономика переживает, мягко говоря, нелегкие времена. В такой ситуации представлять в парламенте результаты работы правительства не самое подходящее время", - заявил в начале выступления глава правительства. Впрочем, он отметил, что, несмотря ни на что, "рад встрече", а "правительство заинтересовано в том, чтобы его работа получила оценку Думы", пишут "Новые известия".

Это первый отчет Путина перед депутатам в качестве премьер-министра, назначенного на эту должность 11 месяцев назад. Обязанность правительства ежегодно отчитываться перед парламентом была закреплена в Конституции России 21 января нынешнего года. Инициатором соответствующей поправки стал президент страны Дмитрий Медведев. (Наиболее интересные цитаты из статей на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".)

Важнейшие акценты выступления Путина были расставлены в вопросах сохранения как минимум до окончания кризиса неизменными 13-процентной плоской шкалы подоходного налога и 26% ставки от фонда оплаты труда социальных страховых выплат. Премьер также сделал реверансы в адрес населения. Он пообещал пенсионерам резко увеличить в 2010 году их пенсии, а получателям материнского капитала возможность использовать незначительную часть этих денег по своему усмотрению, пишет "Независимая газета".

Как отмечает издание, присутствующие могли отметить, что вчерашний Путин не был похож на Путина образца мая 2008 года, когда Госдума утверждала его на должность главы правительства. Вчера премьер был явно лучше, чем обычно, подготовлен для ответов по сложным экономическим вопросам, профессионально оперировал цифрами и дискутировал с оппонентами, не путаясь в терминах и понятиях.

Тезисы выступления премьера - 48 листов текста - содержали ряд заявлений, которые еще не звучали в ходе обсуждения нового варианта бюджета-2009 и программы антикризисных мер правительства. В частности, он упомянул о "практической" готовности завершить формирование правовых основ Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. "Я думаю, что запустить работу Таможенного союза мы сможем на год раньше - уже с 2010 года", - отметил премьер.

Самым драматичным моментом вчерашней встречи "Коммерсант" назвал речь Путина о дифференцированной ставке подоходного налога. Как напоминает издание, ставка в 13% была одним из первых либеральных решений президента России в начале нового тысячелетия и едва ли не единственным, которое дожило до сегодняшнего дня. А теперь он говорил, как часто слышит призывы перейти к дифференцированной шкале налогообложения физических лиц. Он слышал это и на встречах с партийными фракциями, и на встрече с профсоюзными лидерами. И теперь он предлагал разобраться с этим вопросом.

Премьер посчитал, какой доход казне принес переход на единую шкалу, упомянул про зарплату в конвертах, сказал, что люди, которые попрячут в них свои деньги, не получат часть законной пенсии. Доходы бюджета за счет увеличения собираемости НДФЛ за восемь лет выросли в 12 раз и сейчас превышают поступления от НДС.

По его мнению, отказ от этой системы опять загонит зарплаты в тень, что особенно несвоевременно в условиях кризиса. Дифференциация НДФЛ возможна лишь в условиях устойчивого экономического развития, отметил Путин. "Весь мир нам завидует. Я вам точно говорю", – эмоционально убеждал депутатов Путин. В общем, он закончил тем, что не надо отменять единую шкалу.

При этом Путин повторил, что этот вопрос заморожен не навечно. Премьер не стал зарекаться вчера, что правительство не пойдет на этот шаг в будущем, но до конца кризиса, похоже, этот вопрос подниматься больше не будет. Скорее всего, это означает, что в скором времени - где-то через год, какое-то решение, пока что мягкое, будет все же принято. И на самом деле Путин дал себе возможность отступить от своего слова, данного несколько лет назад, отмечает "Коммерсант".

К налогам Путин вернулся еще раз, комментируя выступления депутатов, предложивших ввести налоговые каникулы для предприятий малого и среднего бизнеса. Путин напомнил, что в 90-х годах пришлось столкнуться с проблемой "фирм-однодневок, которые не доживали до того, когда должны были отчитываться и за полученные льготы, и за результаты своей финансово-экономической деятельности". И чтобы не подставлять правительство под огонь будущей критики, если история с фирмами-однодневками повторится, Путин фактически предложил думцам разделить с правительством ответственность.

Учитывая достаточно авторитарный стиль руководства Путина правительством, это походило на популизм, отмечает издание. К популистским "Независимая" также отнесла и некоторые другие инициативы премьера, озвученные вчера в Госдуме. В частности, увеличить в 2010 году на 45% в номинальном и на 30% в реальном выражении к уровню 2009 года пенсии, не повышая при этом размеры страховых выплат, которые заменят единый социальный налог. Это важно было услышать и для пенсионеров, некоторые из которых до сих пор получают ничтожную пенсию в размере 1950 руб., и для бизнеса, которому повышение выплат по ЕСН с 26 до 34% в условиях кризиса было бы очень критично.

Не забыл Путин о материнском капитале. Заложенная в бюджете 13-процентная индексация материнского капитала правительством преподносится как одна из важнейших антикризисных мер социальной поддержки. Между тем это всего лишь компенсация прогнозируемых потерь от инфляции, что в полном объеме не делалось ни в 2007, ни в 2008 годах. Вчера Путин впервые заговорил о возможности направить материнский капитал не только на погашение ипотечных кредитов, но и на повседневные нужды. Правда, в данном случае размер использования средств материнского капитала ограничен 12 тыс. руб.

Не забыл премьер также крупный бизнес, которому ранее правительство готово было предоставить все блага. Путин жестко сказал, что не исключает того, что заложенное ВЭБу под перекредитование западных кредитов имущество будет изъято у его собственников.

Наблюдатели отмечают, что Владимир Путин использовал думскую трибуну с максимальной пропагандистской выгодой для себя и правительства. Он частично снял налоговые страхи малого и среднего бизнеса, пообещал новые меры поддержки пенсионерам и части социально незащищенных слоев населения и отмежевался от бескорыстной помощи "олигархам". То есть подыграл ожиданиям максимально широких слоев электората.

Думская оппозиция оказалась недовольна отчетом Путина, пишут "Ведомости". По итогам заседания Госдума приняла два поручения: готовить постановление в связи с отчетом правительства (поддержало 346 депутатов) и в связи с антикризисной программой (317 голосов). За принятие в первом чтении поправок в бюджет 2009 года высказалось еще меньше - 314 депутатов.

Коммунисты и ЛДПР отказались голосовать, а эсеры голосовали против антикризисного плана и бюджета в первом чтении.

Забюрократизированность процедуры не позволила нам удовлетворить свое любопытство, говорит коммунист Анатолий Локоть. Кроме того, фракция КПРФ возмущена пренебрежением депутатами, которое выказало правительство, не предоставив в Госдуму официального текста антикризисного плана. "Мы должны голосовать за документ, которого официально не существует", - возмутился Локоть. По его словам, коммунистов возмутило, что на все вопросы Путин отвечал: поработаем, посмотрим.

"Мы спросили, какие меры предпринимались правительством в 2008 году для сокращения внешнего долга, возникшего за счет корпоративных кредитов, - сетует Алексей Багаряков из КПРФ. - А премьер только подтвердил цифры, но не объяснил, почему длинные деньги нашим предприятиям не могло дать государство за счет золотовалютных резервов".

По оценке члена фракции ЛДПР Елены Афанасьевой, Путин просто обобщил свои прежние заявления: не было дано внятного ответа, почему нельзя заморозить тарифы, когда зарплаты не растут, что делается по обеспечению продовольственной и лекарственной безопасности страны, почему деньги, выданные банкам прошлой осенью, не дошли до предприятий. Не было оценок экономической ситуации - "достигли мы дна или нет" и что делать рядовому россиянину: откладывать сбережения или, наоборот, забирать их, чтобы не потерять последнее.

Все ждали заключительного слова премьера - что он ответит на предложение произвести перестановки в правительстве, пишет "Московский комсомолец". Премьер ответил так: "Можно, конечно, всех разогнать... И правительство... И Думу разогнать"... Но дал понять, что делать этого не следует: "Ни вы, ни мы не можем снимать с себя ответственности, каждый должен пройти свою часть пути... А разговоры о том, что Минфин или Центробанк сработали неграмотно, абсолютно необоснованны".