Как отмечает издание, очевидно, по указанию президента России Владимира Путина десятки следователей собрали против бывшего олигарха 227 томов уголовных дел, каждый из которых толщиной в несколько сотен страниц. Чтобы вовремя перепахать такой объем, богатейший человек в России отказывается даже от обеда. Процесс против него может начаться уже в июне.
Обвинения против Ходорковского и ряда его бывших партеров многообразны: от неуплаты налогов и мошенничества вплоть до шантажа и организации преступного сообщества. Если Ходорковский и его коллега-миллиардер Платон Лебедев будут осуждены, то свои камеры в московском следственном изоляторе им придется поменять на койку в тюрьме.
Все предыдущие судебные решение говорят о том, что Кремль действительно хочет сделать процесс против этих олигархов показательным с политической точки зрения.
Следователи и судьи действуют последовательно не только против Ходорковского и Лебедева. Нефтяной концерн ЮКОС тоже находится под постоянным огнем.
Лишь год прошел с того момента, когда ЮКОС объявил о слиянии с конкурентом "Сибнефтью", благодаря чему он хотел стать одной из крупнейших нефтяных компаний в мире. Сейчас все больше признаков указывают на то, что Кремль хочет взять под контроль ЮКОС или, по крайней мере, его месторождения, даже если для этого понадобится довести фирму до банкротства.
Как и все российские фирмы в последние годы, ЮКОС использовал многочисленные легальные модели по амортизации и уменьшению налогового бремени. Однако спустя месяц после ареста Ходорковского Министерство по налогам и сборам объявило, что это было незаконно, и потребовало от ЮКОСа доплатить налоги за 2000 год в миллиардном размере.
Деньги хочет видеть также группа банков, которые в прошлом году одолжили ЮКОСу миллиард долларов, - среди которых фигурируют немецкие банки Commerzbank и Deutsche Bank. Ведущий в этой группе банк, французский Societe Generale, заявил, что в свете того, что были заморожен все активы фирмы, ЮКОСу грозит неплатежеспособность.
"Если они и дальше захотят на нас давить, они просто представят нам счет за 2001 год, затем за 2002-й, затем еще за 2003-й", - заявил главный финансист ЮКОСа Брюс Мизамор. Банкротства тогда вряд ли удастся избежать, говорит он.
В среду министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что в отношении налоговых требований к ЮКОСу "мы только лишь начали предъявлять наши требования".
В России фактически происходит передел собственности с участием государства
В России "фактически происходит передел собственности с участием государства", заявил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" заведующий отделом экономической политики издательского дома "Коммерсант" Николай Вардуль. По его словам, об этом прежде всего свидетельствует ситуация вокруг ЮКОСа.
"С ЮКОСом разыгрывается многоходовая комбинация, - отметил Вардуль. - Сначала игра шла против конкретных лиц, обвиняемых в политических заговорах, а сейчас началась вторая часть - попытка передела собственности, в которой государство играет непосредственную роль".
По его словам, "пессимистический сценарий такой: ЮКОС доведут до дефолта, и если это банкротство провести, то собственность будет перераспределена, и совершенно не исключено, что активы отойдут к государственным корпорациям".
"Это будет уже принципиальный передел собственности, - заметил Вардуль. - И для института частной собственности в России это будет гораздо более серьезный удар, чем любое решение суда по делу Ходорковского или Лебедева".
Он добавил, что "когда речь заходит о переделе собственности, то разговор идет не только о ЮКОСе". В качестве примера Вардуль привел ситуацию с Саяно-Шушенской ГЭС.
"Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа вынес решение, что приватизация ГЭС незаконна, значит, все надо вернуть в федеральную собственность, - пояснил он. - Юридически деприватизации нет, просто некую сделку объявляют недействительной с самого начала, а фактически происходит настоящая деприватизация".
"При всей видимой благополучности российской экономики в ней происходит много детективных сюжетов", - заключил Вардуль.