Подмосковный музей-усадьба имени Ф.И. Тютчева "Мураново" расположен на берегу пруда в русле реки Талица. Он уцелел в революцию и в Великую Отечественную войну: в этом "дворянском гнезде" не было ни склада, ни клуба, ни санатория. В 1977 году земли, прилегающие к усадьбе, были признаны памятником культуры федерального значения. Но эта охранная грамота не спасла "Мураново", пишет издание.
В феврале этого года в рекламной газете появились объявления о продаже участков на так называемых Тютчевских холмах, что находятся на другом берегу Талицы. Бывшие совхозные земли принадлежат ЗАО АПФ "Майский". Собственник разрешил торговать этой землей посреднической фирме - ЗАО "Ведомости". Естественно, покупатели нашлись. Теперь они собираются строить на выкупленных участках коттеджи, которые напрочь испортят ландшафт музейного комплекса.
На состоявшейся в среду пресс-конференции в Министерстве природных ресурсов (МПР) чиновники бодро рапортовали о планах проведения проверок незаконного строительства коттеджей в Подмосковье, Ленинградской области и Краснодарском крае. На вопрос "Газеты" о судьбе "Мураново" руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин ответил: "Я не обязан быть в курсе всех частных случаев по этой теме".
Сотрудники музея узнали о продаже земель случайно - из рекламного объявления в газете
Директор музея Владимир Пацюков рассказал в интервью изданию, что узнал о продаже земель на Тютчевских холмах случайно: в феврале сотрудники "Мураново" прочитали об этом в газете "Из рук в руки".
"Мы были просто поражены и обратились в прокуратуру с просьбой разобраться, - рассказал он. - А прокуратура не нашла никаких доказательств того, что между теперь уже бывшим собственником земли ЗАО "Майский" и фирмой "Ведомости", которая занималась собственно продажей земли, были какие-то договоренности".
"До этого я общался с руководителями ЗАО "Майский" (это бывший совхоз, который акционировался). Они говорили, что собираются заниматься на этой земле сельским хозяйством. После объявления в газете они признали, что продают земли. Имени покупателя не назвали - они говорили "хозяин", "я доложу хозяину". Как я понял, за всем за этим стоят некие структуры в Москве", - говорит директор музея-усадьбы.
Тютчевские холмы - это порядка 50 га. На продажу было выставлено 14 га, то есть территория одного холма. Но в фирме "Ведомости" сказали, что они намерены выставить на продажу все три участка, собственником которых является ЗАО "Майский".
"Если пользоваться терминологией Земельного кодекса, то это земли сельскохозяйственного назначения. Но они имеют историко-культурную ценность: я имею в виду земли, прилегающие к южной стороне усадьбы. Они входят в зону охраняемого природного ландшафта", - говорит Владимир Пацюков.
Примыкающие к западной стороне усадьбы земли - это ее бывшая территория, на которой ранее располагались строения. Всего их было 37, 12 из них сохранились. Еще 25 планируется восстановить.
"Мы собирались воссоздать усадьбу в ее первоначальном виде. Генеральная схема развития музея-усадьбы "Мураново", которая в последнее время разрабатывалась Институтом реставрации памятников и Министерством культуры, предполагает воссоздание самого усадебного комплекса, создание международного научного центра по изучению творчества Тютчева и Баратынского", - рассказал директор музея.
Охранная зона "Мураново" граничит с зоной музея-заповедника "Абрамцево", который находится в 7 км. Между "Мураново" и "Абрамцево" находится деревня Артемово, в которой несколько лет жил Баратынский. Именно там он создал поэтический сборник "Сумерки". В этих местах мог возникнуть уникальнейший музей-заповедник.
"Все, что здесь делают эти "майские" или уже "не майские", по сути, разрушает уникальную государственную программу, - заявил Владимир Пацюков. - Поскольку это федеральные охранные зоны, строительство здесь запрещено - можно только заниматься рекреацией и восстановлением утраченных исторических построек".
По его словам, руководство музея направило соответствующие запросы в Комитет по земельным и природным ресурсам, главе Пушкинского района, губернатору Борису Громову, министру культуры Московской области, в регистрационную палату и в прокуратуру Московской области.
В комитете по земельным ресурсам сотрудникам музея ответили, что сначала необходимо утвердить зоны охраны, а уже потом можно будет разбираться в этой ситуации. "Тогда мы вместе с текстом их решения отправили им документ 1977 года, подтверждающий, что это охранная зона. Как оказалось, плана этих зон нет ни у районного архитектора, ни в Комитете по земельным ресурсам, то есть получалось, что эта зона природоохранной не является", - сказал Пацюков.
Впрочем, в ЗАО "Майский" прекрасно знали, что это охранные зоны. Знали они и о том, что нельзя менять целевое назначение этих земель, отмечает газета.
Тютчевские холмы продали по 500 долларов за сотку
По информации Владимира Пацюкова, каждая сотка земель была продана за 500 долларов. Еще по 150 долларов взяли за перевод каждой сотки из категории сельхозземель в земли под застройку. Однако в том же ЗАО "Майский" эту информацию опровергли.
"Нам заявили, что эта земля была продана представителям покупателей за 2000 долларов за сотку. Представители заявили, что покупателями являются "очень крупные люди, близкие к Кремлю и губернатору Московской области", и называли уже сумму 3 млн долларов. Миф это или реальность, сказать трудно", - отметил директор музея.
"Когда я им сказал, что они не смогут получить согласование в Комитете по земельным и природным ресурсам и в правительстве Московской области, мне сказали, что "сейчас все покупается, в том числе и подписи". И еще намекнули, что эти "крупные люди" смогут поставить нас на место", - сказал он.
"Правда, в администрации района нам заявили, что они не давали никаких согласований по продаже земли, и документация на согласование к ним не поступала. Прокуратура области сообщает то же самое. Она направила уведомления в другие ведомства о том, что эти земли особо ценные", - отметил он.
Теоретически руководство музея должно было бы подать в суд на ЗАО "Майский". Но юристы в Минкультуры заявили, что иск должны подавать органы, занимающиеся охраной памятников. "Однако те пока особо не вмешиваются, - говорит Владимир Пацюков. - Говорят, что они не уполномочены. Чушь полная. Так что будем думать, что делать дальше".