38% участников исследования в той или иной степени одобрили "людей, которые приняли участие в этих акциях", и ровно столько же обозначили противоположную позицию. 23% затруднились ответить.
В общей сложности 61% опрошенных "хорошо знают" или хотя бы "что-то слышали" об этих акциях. 38% из них полагают, что главными мотивами людей, вышедших протестовать на улицы 26 марта, было "накопившееся недовольство положением дел в стране / политика властей", 36% - "стремление выразить свое возмущение коррупцией во власти и несправедливым обогащением тех, кто сейчас находиться у власти", 22% - "стремление выразить свой протест".
24% осведомленных об акциях считают, что многим заплатили за участие в них. 16% полагают, что люди вышли протестовать "из любопытства или за компанию".
Поддержка Навального
12% выразили мнение, что таким образом участники протестов выразили поддержку оппозиционному деятелю Алексею Навальному, который намеревается участвовать в президентской кампании 2018 года.
При этом опрос показал, что узнаваемость Навального в народе выросла до 55% в марте с 47% в феврале, а число тех, кто знает о нем и "определенно" готов проголосовать за него на президентских выборах в 2018 году, - с 1% до 4%.
31% респондентов, знающих, кто такой Навальный, считают, что публикацией своих расследований о коррупции в руководстве страны он ведет президентскую кампанию, в то время как 28% полагают, что оппозиционер действует в интересах Запада, 17% - в интересах "какой-то группировки в руководстве страны", 12% - в интересах России.
Опрос был проведен с 31 марта по 3 апреля по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ на дому у респондента методом личного интервью.
Мнения экспертов
Интерес к митингам сейчас гораздо ниже, чем во время протестных акций 2011-2012 годов, хотя мотивы участия примерно те же, приводят "Ведомости" комментарий заместителя директора "Левада-Центра" Алексея Гражданкина. По его словам, тогда, кроме того, одобряющих протесты было в два с лишним раза больше, чем не одобряющих, сейчас уровень одобрения и неодобрения примерно одинаков.
"Ниспадающий тренд одобрения деятельности правительства и органов власти идет с 2015 года, - отметил Гражданкин. - Сейчас спусковым крючком для изменения настроений стал фильм Фонда борьбы с коррупцией о Медведеве. Отношение к Путину не меняется, а одобрение Медведева упало на 10% именно за счет фильма".
При этом он полагает, что узнаваемость Навального и возможное голосование за него как кандидата в президенты достигли максимума.
Цифра в 38% одобряющих протесты 26 марта нуждается в проверке, и однозначно говорить о том, что в стране формируется новая протестная волна, не стоит, считает политолог Константин Костин: "Если посмотреть на динамику 2011-2012 годов, то чем меньше была численность акций, тем больше людей считало нормальным, если кто-то выходит заявлять о своих правах. На нынешние акции вышел протестный актив, добавились те, кто требовал решения местных проблем, плюс была ситуативная реакция молодежи".
Политолог Аббас Галлямов уверен, что Путину выгодны аполитичность и быстрый ход президентской кампании: "Политизация работает против власти, мода на протест возвращается, властям сейчас чем меньше политики, тем лучше". По его мнению, в сентябре на региональных выборах протестная повестка только укрепится, сообщается в публикации.