"В настоящее время по данному факту проводится экстрадиционная проверка", - заявил "Интерфаксу" в понедельник официальный представитель Генпрокуратуры РФ. При этом он отметил, что "запрос о выдаче Станко Суботича от компетентных органов Сербии в Генпрокуратуру РФ пока не поступал". "В случае поступления запроса он будет рассмотрен в соответствии с международными договоренностями и российским законодательством", - подчеркнул представитель ведомства.
Ранее источники в российских правоохранительных органах сообщили, что 48-летний сербский предприниматель Станко Суботич был задержан 28 апреля в аэропорту "Шереметьево" во время прохождения паспортного контроля. При проверке выяснилось, что он находится в розыске по линии Интерпола. В Сербии он обвиняется в злоупотреблении служебным положением. По некоторым данным, по этому же уголовному делу наряду с предпринимателем проходят сын бывшего югославского президента Слободана Милошевича Марко и его вдова Мирьяна Маркович.
Напомним, ранее в Генпрокуратуре РФ заявили, что находящиеся в России вдова и сын экс-президента Сербии, также разыскиваемые Белградом, признаны российскими властями "беженцами на территории РФ" решениями управления по делам миграции ГУВД Москвы от 22 февраля 2006 года. Касаясь перспектив экстрадиции членов семьи Милошевича, в Генпрокуратуре РФ также говорят, что не получали официального запроса из Сербии о выдаче членов семьи покойного экс-президента Югославии, но "в случае поступления запроса из Сербии он будет рассмотрен в соответствии с международными договорами и российским законодательством".
Ранее представители сербских властей неоднократно ставили вопрос о выдаче членов семьи Милошевича, проживающих на территории России, а 28 февраля сербский министр юстиции Душан Петрович подписал запрос об экстрадиции из РФ семьи Милошевича. В Сербии на Миру Маркович и Милошевича-младшего заведен ряд уголовных дел, в частности, по обвинению в организации контрабанды табачных изделий. Милошевича-младшего обвиняют также в нанесении тяжких телесных повреждений членам движения "Сопротивление" во время драки в 2000 году. По этому делу в конце марта в суде сербского города Пожаревац начался заочный процесс над Марко Милошевичем. Вдова и сын Милошевича отвергают все обвинения, но добровольно возвращаться в Сербию отказываются.
"Дело табак"
В деле о контрабанде сигарет, по сведениям сербских СМИ, помимо Маркович и Милошевича-младшего фигурирует еще 7 человек, включая бывшего начальника югославской таможни Михала Кертеса. Всех их подозревают в организации крупного импорта и незаконной продажи в стране сигарет в период 1995-2001 годов. Следствие ведет особая прокуратура Сербии, занимающаяся борьбой с организованной преступностью. По ее мнению, убытки государства от этой контрабанды составили десятки миллионов евро. В июне прошлого года белградская газета Danas писала, что ордер на арест одного из причастных к контрабанде табачных изделий бизнесменов - Станко Суботича - уже выдан, однако он проходит по другому делу.
Имя предпринимателя Станко Суботича, бывшего белградского портного, впервые всплыло в этом деле летом 2001 года вместе с именем президента Черногории Мило Джукановичем, который, по данным СМИ, также был вовлечен в многомиллионный бизнес по контрабанде сигарет.
Контрабандой сигарет на Балканах занимались давно, но с началом войн, вызванных распадом Югославии, этот бизнес вышел на новый уровень. Среди лиц, контролировавших незаконные поставки сигарет в ЕС, называлось также имя сербского предпринимателя Владимира Бокана, убитого в 2000 году около своей виллы в Афинах.
По данным СМИ, Бокан, используя свои связи с тогдашним президентом Югославии Слободаном Милошевичем, в начале девяностых добился монополии на импорт сигарет в Черногорию. А когда незаконная торговля набрала обороты, между участниками началась кровавая борьба за контроль над рынком. Тогда Бокан бежал в Грецию, и на первый план вышла фигура его сподвижника Станко Суботича.
Сам Суботич признал, что дал черногорскому правительству "беспроцентный займ" в 30 миллионов долларов для покупки двух самолетов для руководства, но отрицал, что занимается контрабандой: по его словам, он лишь хотел помочь в борьбе против Милошевича.