На заседании суда 2 декабря было рассмотрено ходатайство следователя Генпрокуратуры по особо важным делам Михаила Туманова об аресте партнера бюро ALM Feldmans адвоката Павла Ивлева, заочно обвиняемого по статьям 160 ("хищение") и 174 ("отмывание преступно нажитых денежных средств организованной группой") УК РФ.
- Списки преследуемых по делу ЮКОСа
Как сообщает Пресс-центр Ходорковского со ссылкой на "Коммерсант", из документа следовало, что 16 ноября этот же следователь объявил Павла Ивлева в федеральный розыск и розыск по странам СНГ. Поискав защитника по стране целый день, Туманов 17 ноября подписал постановление об объявлении его уже в международный розыск, а затем обратился за санкцией на его заочный арест.
На заседании защитник Ивлева Юрий Баграев не стал вдаваться в суть предъявленных ему обвинений, а заявил, что следователь незаконно объявил его подзащитного в розыск. Баграев сообщил, что обязательно обжалует это постановление в Мосгорсуде.
Дело в том, что Павел Ивлев ни от кого не скрывается – он еще полгода назад официально сообщил прокуратуре адрес своего проживания с семьей в США. Более того, это заявление с указанием адреса было удостоверено вице-консулом генерального консульства РФ в Нью-Йорке. Поскольку с момента написания этого заявления прошло уже полгода, специально для Басманного суда Павел Ивлев 25 ноября написал и передал через своего защитника новое заявление о том, что он проживает по прежнему нью-йоркскому адресу, ранее сообщенному Генпрокуратуре.
Тем не менее, судья Елена Ямщикова дала прокуратуре санкцию на арест адвоката ЮКОСа, сославшись на то, что Ивлев отсутствует по месту регистрации в Москве.
По словам Павла Ивлева, предъявленное ему "чудовищное" обвинение в хищении у ЮКОСа и его дочерних компаний в течение 2001-2003 годов прибыли на общую сумму 399 940 562 505 рублей (то есть более 14 млрд долларов) и в последующем отмывании указанных средств путем выплаты дивидендов "абсурдно и не соответствует не только закону и действительности, но и элементарному здравому смыслу".
Ивлев заявил, что похищенная, по мнению прокуратуры, у ЮКОСа и его дочерних предприятий прибыль "учтена в консолидированной отчетности компании за 2001-2003 годы, опубликованной на сайте ЮКОСа в интернете, составленной по стандартам US GAAP и подтвержденной аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers". Прокуратура же, по мнению адвоката, "игнорирует очевидные факты, информация о которых доступна всем желающим, и сфабриковала обвинения в хищении сумм, превышающих доходы ЮКОСа за эти годы, используя их против меня и моих коллег".
"Совершенно очевидно, что причина этих обвинений лежит не в правовой плоскости, - заявляет Павел Ивлев. - Это - личная месть людям, сотрудничавшим с Ходорковским и ЮКОСом, попытка запугать тех, кто, исполняя свой профессиональный долг, продолжает помогать компании сейчас и не идет на компромиссы со следствием".
Напомним, что в минувшую среду Басманный райсуд удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры об аресте начальника правового управления ЮКОСа Дмитрия Гололобова, имеющего статус члена адвокатской палаты Москвы, по новому обвинению в отмывании "грязных" денег. Гололобов уже год находится в командировке в Лондоне.
В течение года также продолжает оставаться обвиняемой в хищениях управляющий партнер адвокатского бюро ALM Feldmans Елена Аграновская, которая ставила подписи на актах о выполнении работ по юридическому обслуживанию ЮКОСа. Ее, продержав неделю в тюремной больнице с гипертонией, отпустили под подписку о невыезде.
Кроме этих лиц, в преступном сговоре подозреваются главный специалист по зарплате и труду управления кадровой политики ООО "ЮКОС-Москва" Антон Захаров, руководитель двух компаний, расположенных в оффшорной зоне, Владимир Переверзин, в прошлом заместитель директора дирекции внешнего долга НК ЮКОС, а также замначальника правового управления компании "ЮКОС-Москва" Светлана Бахмина, арестованная почти год назад, 7 декабря 2004 года.
"У следствия появляется все больше свидетельств того, что участниками этой группы были разработаны несколько схем, которые, в частности, позволяли скупать нефть у нефтеперерабатывающих компаний по себестоимости, то есть по цене около 49 долларов за тонну, - говорилось ранее в сообщениях Генпрокуратуры РФ. - После этого путем продаж и перепродаж, которые осуществлялись исключительно на бумаге через фирмы, расположенные в зонах льготного налогообложения, стоимость нефти увеличивалась в среднем до 150 долларов за тонну. Полученная сверхприбыль скапливалась на счетах фирм "Ратибор" и "Фарг-ойл", а затем переводилась в оффшорные зоны. После чего часть этих средств легализовывалась".
"Из этих сумм участники группы и другие лица под видом консультационных услуг, которые фактически не оказывались, получали крупное вознаграждение. Определением порядка и размеров выплат занимался Захаров", - считают в Генпрокуратуре. Так, по данным Генпрокуратуры, Гололобов только в июне 2004 года получил 2 млн долл., а Бахмина за 10 месяцев 2002 года - 228 тыс. долларов. В свою очередь, Ивлев, Гололобов и Бахмина обеспечивали правовое сопровождение и видимость юридической чистоты этих сделок, отмечает следствие.