Зимой 2005 года беременная третьим ребенком 23-летняя Юлия Буханова, жительница деревни Бавыкино Курской области, приехала в Москву, чтобы сразу после родов найти своему новорожденному младенцу богатых усыновителей, пишет газета "Московский комсомолец".
До такого шага Юлю довел ее сожитель Женя, который нажил с ней сына и дочку, а затем нашел новую любовь и скрылся от Юли в неизвестном направлении. Сама девушка никогда не работала, образования у нее нет, и прокормить своих детей (старшей дочке Бухановой в то время было около трех лет, среднему сыну - полтора) оказалось не на что. "Я хочу растить своих детей, но наше государство платит мизер на их содержание, 140 рублей на одного ребенка для матерей-одиночек в месяц, нам даже на хлеб не хватает", - объяснила молодая женщина свое решение.
Между тем в столице у Юлии родился здоровый мальчик Стас. И девушка изменила свое мнение: она обратилась в СМИ со своими проблемами, а потом познакомилась с адвокатом, который согласился представлять интересы матери в суде, чтобы взыскать "алименты" на содержание детей не с убежавшего от семейной ответственности гражданского мужа, а с главы государства.
"То, что многодетная мать живет за чертой бедности, противоречит Конституции РФ. Согласно п. 1 ст. 39, каждой матери у нас гарантируется социальное обеспечение для воспитания потомства. Кто отвечает за выполнение этого положения? Думаем, гарант Основного закона, то есть наш президент. Поскольку именно он и иже с ним прежде всего призваны защищать материнство и детство и спасать страну от демографического кризиса", - считает адвокат Александр Сковородко.
Юлия Буханова требует выплачивать ей пособие на каждого ребенка и на нее саму в размере 4 прожиточных минимумов до достижения детьми 18 лет. В качестве морального вреда Юлия предполагает еще и взыскать с государства компенсацию в 100 миллионов рублей (около 3,5 млн долларов).
Однако в Пресненском суде, по месту нахождения ответчиков, заявление матери-одиночки судья Елена Литвиненко рассматривать не захотела: по ее мнению, такие серьезные вопросы находятся только в компетенции Верховного суда. Но и в Верховном суде Буханова также не была принята - на том основании, что президент у нас неподсуден, пишет газета.
"В своем родном государстве женщина не смогла найти судебную защиту, а это прямая дорога в Страсбург. Так что мы были даже рады их отказу и написали жалобу в Европу", - сообщил адвокат матери-одиночки.
Жалоба была принята к рассмотрению. "Однако нам об этом сообщили только французские секретари суда, а русские представители дали понять, что пока не в курсе этой истории, хотя при правительстве РФ есть специальный человек, который как раз отвечает за то, какие процессы против России ведутся в Европейском суде", - сказал Сковородко.
"Мы понимаем, что вопрос это политический, и поэтому готовы к любому исходу дела, в том числе, что нам предложат заключить мировую и в качестве жеста доброй воли значительно повысят всем женщинам России детские пособия", - заявил адвокат.
Юлия Буханова больше не живет в своей деревне, оставив детей на попечении своей матери и отца. Юлия работает кассиром в одном из сетевых супермаркетов. Она обрадовалась тому, что в Европе ее жалоба была услышана.
"Я новый дом в своей деревне хочу покупать, так что эти деньги были бы нам совсем не лишние. А то на родине на меня после этого иска все пальцем показывают. Наши деревенские считают, что мне Кремль уже выплачивает по 10 тысяч евро, чтобы только я отозвала эту жалобу. А я живу в общаге на птичьих правах, даже сотового телефона у меня нет, но я мечтаю поскорее вернуться домой, к своим детишкам. А то мой годовалый Стасик даже "мама" не умеет говорить, всех называет "бабой" и "дедом", - рассказала многодетная мать.
Между тем только около 0,5% от всех жалоб российских граждан удовлетворяются в Страсбурге полностью. Ждать окончательного решения по делу заявителям обычно приходится несколько лет: например, сейчас в Европе рассматривают заявления, принятые в 2002-2003 годах.
Так что, вполне возможно, в случае положительного исхода расплачиваться за детей Юли Бухановой придется уже не нынешнему гаранту Конституции, а его преемнику, заключает газета.