Так, газета The Washington Times пишет, что помилование Ходорковского было бы для российского президента Путина удачным пиаровским ходом, ориентированным на иностранных инвесторов и западных политиков, хотя в самой России оно может быть воспринято прохладно.
Напомним, что о возможности амнистии для Ходорковского и Лебедева упомянули на минувшей неделе их адвокаты, ссылаясь на традицию объявления президентской амнистии в честь празднования окончания Второй мировой войны - Дня Победы 9 мая. В частности, адвокат экс-главы ЮКОСа Генрих Падва заявил журналистам в перерыве заседания Мещанского суда 1 апреля, что "теоретически они могут попасть под амнистию, если по ним не будет принято отдельное решение". Амнистия, по его словам, сформулирована довольно широко и не содержит ограничений для обвиняемых, которых он представляет.
Разумеется, адвокаты Ходорковского очень хотят, чтобы их подзащитный был так или иначе амнистирован, и само заявление о такой возможности является своего рода попыткой повлиять на Кремль, заставив его рассмотреть такой вариант в преддверии мероприятий, связанных с 60-летней годовщиной победы над фашистской Германией, на которых будут присутствовать мировые лидеры. Кристофер Гренвилл из инвестиционной компании UFG в интервью изданию Die Welt высказал мнение, что совпадение амнистии для Ходорковского с пребыванием в Москве политических лидеров со всего мира было бы "удачным совпадением" и "эффективным пиаром".
Многие главы стран Запада, в том числе президент США Джордж Буш, открыто осуждают излишне жесткое, по определению некоторых, правление Путина. Чуть-чуть милосердия по отношению к Ходорковскому, конечно, было бы знаком великодушия Путина, не говоря уж о том, каким позитивным психологическим стимулом это могло бы стать для инвесторов, обеспокоенных сложившейся на российском рынке в свете дела ЮКОСа ситуацией, пишет The Washington Times, перевод статьи которой публикует сайт Inopressa.ru.
Амнистия для Ходорковского - это не абстрактные фантазии. В конце концов, Путин и его ближний круг в Кремле спокойно могут считать свою миссию выполненной во многих отношениях. Юридическое и судебное преследование ЮКОСа и его акционеров уже сыграло роль своеобразной серебряной пули. Беспощадная травля ЮКОСа и Ходорковского помогла Кремлю взять под контроль группу сверхбогатых россиян, известных под именем олигархов. Это снова делает Кремль основным игроком с исключительными правами в прибыльном энергетическом секторе России и укрепляет его положение с точки зрения международной энергетической политики.
Однако этого может оказаться недостаточно, чтобы Ходорковский в ближайшее время свободно прогулялся по улицам Москвы. СМИ и многие аналитики часто переоценивают политические амбиции Ходорковского, предшествовавшие его аресту и атаке на ЮКОС. Большинство олигархов в той или иной форме проявляли интерес к политике. Именно за счет вовлечения в политику они пытались защитить интересы своих гигантских бизнес-империй. О Ходорковском можно сказать только то, что из всех олигархов он проявил наибольшую амбициозность, полагает The Washington Times.
Сейчас, сидя за решеткой с перспективой провести в тюрьме ближайшие десять лет, Ходорковский, должно быть, изменил свои взгляды на политику. У него больше нет прежней возможности покупать политическое влияние, но он остается весьма обеспеченным по любым стандартам человеком. И прежде чем проявить к нему снисхождение, Кремль задумывается и о международной репутации Ходорковского, и о его капиталах, полагает американская газета. С момента ареста Ходорковский неоднократно говорил, что он больше не заинтересован в бизнесе. Теперь фокус его интересов переместился на создание эффективного гражданского общества в России. Разработка таких проектов предполагает работу с политическими партиями. Оппозиционные партии Кремль не пугают, но богатый человек, осознавший собственную миссию, возможно, беспокоит власти предержащие в свете приближающихся президентских выборов в 2008 году - по окончании второго срока Путина.
Помимо соображений высокой политики и возможности успокоить мировое общественное мнение, Кремль, когда речь идет о судьбе Ходорковского, заботится еще и об общественном мнении в России. Большинство россиян считают, что тяготы Ходорковского - ничто по сравнению с тем, что пришлось пережить им самим в период экономического хаоса 1990-х. Было бы неразумно требовать от россиян сочувствия небольшой группе олигархов, которые завладели, часто незаконно, бывшей государственной собственностью. Эта собственность, считают многие русские, должна быть возвращена государству.
Путин, вероятно, берет во внимание все эти факторы. Он, возможно, должен проявить к Ходорковскому милосердие, но вполне может этого не сделать. Мнение мировой общественности никогда не было основным приоритетом Кремля при Путине. Другое дело - общественное мнение внутри страны, многие жители которой не отказались бы увидеть, как других олигархов подвергают тем же унижениям, через которые они прошли до правления Путина. Путина нельзя назвать ни жестоким, ни сентиментальным. Не исключено, что Ходорковского в конце концов и помилуют, но не раньше, чем будет избран преемник Путина в 2008 году. К тому времени, возможно, россияне смогут простить Путина за то, что он простил Ходорковского, резюмирует The Washington Times.
Ходорковский, Лебедев, Буданов и Канчели не подпадут под амнистию к юбилею Победы, уверены в Думе
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев не подпадут под грядущую амнистию, приуроченную к 60-летию Великой Победы. Об этом заявил "Интерфаксу" в понедельник глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников.
Недавно нижняя палата российского парламента объявила, что в рамках амнистии будут досрочно освобождены 30 тыс. из 630 тыс. российских заключенных.
"Амнистия, которую мы готовим к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, будет достаточно узкая и распространяться будет, в основном, на тех лиц, которые имели отношение к Великой Отечественной войне", - отметил Крашенинников.
По его словам, "это в первую очередь ветераны войны, жители блокадного Ленинграда, те лица, которые тем или иным образом участвовали в боевых действиях".
"Как известно, бывшие руководители ЮКОСа ни к одной из этих категорий не относятся", - заметил парламентарий. "Что касается экономических преступлений, - сказал он, - то они вообще не подпадают под предмет данной амнистии".
На вопрос, не может ли распространиться будущая амнистия на архитектора Нодара Канчели, которому на прошлой неделе прокуратура Москвы предъявила обвинение по делу об обрушении аквапарка "Трансвааль", Крашенинников ответил: "Это вряд ли. И, безусловно, под амнистию не подпадет такой участник боевых действий в Чечне, как Юрий Буданов (бывший полковник российской армии, осужденный на 10 лет лишения свободы за убийство 18-летней чеченки Эльзы Кунгаевой)".