Что касается третьего обвиняемого, то, как передает "Интерфакс", прокурор просил суд дать бывшему гендиректору АОЗТ "Волна" Андрею Крайнову пять с половиной лет лишения свободы условно.
Гособвинитель Дмитрий Шохин просил суд признать всех трех подсудимых виновными по всем пунктам предъявленных им обвинений.
Вместе с тем прокурор просил освободить подсудимых от наказания по обвинению в мошенническом завладении 20-процентным пакетом акций ОАО "Апатит" в связи с истечением срока давности.
Прокурор Дмитрий Шохин просил суд назначить отбывание наказания Ходорковскому и Лебедеву в колонии общего режима.
В связи с тем, что Крайнов частично признал свою вину, что, по мнению прокурора, свидетельствует о наличии признаков раскаяния и стремлении подсудимого к тому, чтобы "восторжествовала законность и справедливость", Дмитрии Шохин счел возможным попросить для него условную меру наказания.
Прокурор подчеркнул, что считает возможным его исправление без реального отбытия наказания.
Он отметил, что Ходорковский и Лебедев вину в предъявленном обвинении не признали.
"Лебедев неоднократно проявлял неуважительное отношение к суду, допускал публичные некорректные высказывания в адрес участников процесса", - сказал гособвинитель, что, по его мнению, отрицательно характеризует Лебедева как личность и "не может не повлиять на назначение наказания".
Что касается Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, то, по мнению гособвинителя, обстоятельством, отягчающим их вину, является тот факт, что они совершали преступления в составе организованной группы, что, как заявил прокурор, "влечет необходимость назначения им более строгого наказания".
Прокурор просил суд лишить Ходорковского и Лебедева права занимать должности на госслужбе, в органах местного самоуправления, а также права заниматься деятельностью, связанной с руководством и управлением подразделениями и организациями.
Заявленный Федеральной службой по налогам и сборам гражданский иск, а также гражданские иски московских налоговых инспекций N2 и N5 прокурор попросил удовлетворить в полном объеме.
Имущество подсудимых, на которое был наложен арест, гособвинитель считает необходимым обратить в доход государства в счет возмещения нанесенного ими ущерба.
Выступление прокурора в прениях заняло два дня. Дмитрий Шохин изложил суть всех предъявленных подсудимым обвинений. По его мнению, их вина "нашла свое полное подтверждение" в ходе судебного заседания.
"Противоправные действия совершались Ходорковским и Лебедевым умышленно на протяжении длительного времени в составе организованной группы", - сказал Дмитрии Шохин. Это, по его словам, свидетельствует о повышенной общественной опасности совершенных преступлений. Прокурор также подчеркнул, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев "не проявили ни малейших признаков раскаяния".
В частности, прокурор считает Ходорковского и Лебедева виновными в неоднократном совершении мошенничества в составе организованной группы, в хищении чужого имущества, в неоднократном присвоении чужого имущества в крупном размере, в причинении имущественного ущерба собственникам имущества без признаков хищения.
Кроме того, они, по мнению гособвинителя, должны быть признаны виновными в организации уклонения от уплаты налогов подконтрольных ЮКОСу организаций путем включения в официальные документы ложных сведений, а также путем получения незаконных налоговых льгот и уплаты налогов не деньгами, а векселями, в уклонении физического лица от уплаты налогов также путем внесения в налоговую декларацию заведомо недостоверных сведений, в растрате, то есть в хищении чужого имущества, вверенного виновному, в подделке официальных документов и в организации неисполнения служащими коммерческой организации вступившего в законную силу решения суда.
Крайнова Шохин считает виновным в совершении в составе организованной группы мошенничества в крупном размере, в причинении крупного имущественного ущерба собственнику без признаков хищения и в злостном неисполнении служащим коммерческой организации вступившего в законную силу решения суда.
Адвокаты Ходорковского считают, что аргументы прокурора не выдерживают никакой критики.
"Аргументация прокурора не выдерживает никакой критики. Мы надеемся, что суд не воспринял эту точку зрения",- заявил журналистам после выступления прокурора Генрих Падва, представляющий интересы Ходорковского.
В то же время он заметил, что сроки были ожидаемы стороной защиты как Лебедева, так и Ходорковского.
"Много месяцев назад заместитель Генерального прокурора Колесников назвал именно этот срок еще без исследования доказательств в суде", - заметил Падва.
Подсудимые выслушали выступление прокурора спокойно, без эмоций, отмечает агентство.
Власти стремятся быстрее вынести обвинительные приговоры по всем "делам ЮКОСа"
На четверг, 30 марта, назначено очередное заседание суда по делу сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, на котором может быть вынесен вердикт.
Алексей Пичугин, который возглавлял отдел внутренней экономической безопасности компании, был признан виновным в убийстве Сергея и Ольги Гориных. Пичугина также обвиняют в покушении на убийство Ольги Костиной, бывшего начальника управления общественных связей мэрии Москвы и бывшего советника основателя ЮКОСа Михаила Ходорковского. В вердикте уже второй коллегии присяжных (первая была распущена, так как была готова оправдать подсудимого) было отмечено, что Пичугин не заслуживает снисхождения.
Дело Пичугина оказалось в тени, потому что его затмил другой, более значительный процесс – суд над Михаилом Ходорковским и его деловым партнером Платоном Лебедевым.
Однако представители ЮКОСа заявляют, что именно целью ареста Пичугина было выстроить дело против Михаила Ходорковского и других акционеров. Это мнение поддерживается в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы, где говорится, что на заключенного Пичугина может быть оказано давление с целью использовать это дело для выдвижения более серьезных обвинений против других бывших руководителей ЮКОСа.
Пичугину грозит пожизненное заключение. "Это был политически мотивированный судебный процесс. Если бы судья был объективен, дело было бы прекращено в первый же день", - говорит пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин.
Судебный процесс над Пичугиным проводится тайно, потому что обвинители заявили, что открытые слушания нанесут ущерб расследованиям других эпизодов, связанных с ЮКОСом.
Пичугин не признает своей вины ни по одному из вменяемых ему эпизодов.