"Считаю, что в выводах Ростехнадзора достаточно полно отражены технические причины аварии", - сообщил Чубайс журналистам, комментируя оглашенные в субботу итоги расследования катастрофы.
"В том, что касается моей ответственности - я вообще отвечаю за все, что происходило при мне в отрасли", - подчеркнул он. В акте Ростехнадзора Чубайс назван одним из руководителей, чьи действия стали предпосылками аварии. В частности, Чубайс как глава РАО "ЕЭС России" поставил подпись под актом приема СШГЭС в эксплуатацию.
- Зюганов обвинил в аварии на СШГЭС правительство: не надо было назначать Чубайса
- Следствие не будет ориентироваться на выводы Ростехнадзора
- Родственники погибших не удовлетворены выводами
"Считаю, что, будучи председателем правления РАО "ЕЭС", в 2000 году был обязан подписать акт приема Саяно-Шушенской станции в эксплуатацию, станция к тому моменту уже отработала более 20 лет. А работающая станция, не введенная в эксплуатацию, - это худший из вариантов, который может быть", - добавил Анатолий Чубайс.
"Мало известно, но энергетики долгие годы были вынуждены работать с высокими рисками - имеющихся ресурсов хватало лишь на самые критические узлы энергосистемы страны. Остановить Саяно-Шушенскую ГЭС в то время, в условиях роста потребления электроэнергии и годы дожидаться прихода инвестиций для замены рабочих колес гидроагрегатов было бы катастрофой для экономики Сибири и миллионов живущих там граждан", - уверен он. Чубайс напомнил, что в результате энергореформы в отрасль пришли 930 млрд рублей частных инвестиций.
"Одновременно именно реформа и передала в руки государства корпоративные и административные рычаги для осуществления прямого контроля за системообразующими элементами электроэнергетики: гидроэлектростанциями, магистральными сетями, диспетчерским управлением. После ее завершения у государства появились возможности для эффективного контроля за безопасностью эксплуатации и стратегического решения проблемы износа установленного оборудования", - резюмировал Чубайс.
Всего в списке лиц, причастных к созданию условий, способствующих возникновению аварии - 6 человек. Помимо Чубайса и заместителя министра энергетики РФ Вячеслава Синюгина (в прошлом -председателя правления ОАО "РусГидро"), это также гендиректор ОАО "ТГК-1" Борис Вайнзихер (в прошлом, в частности, технический директор РАО "ЕЭС") и управляющий директор, руководитель дивизиона "Юг" "РусГидро" Валентин Стафиевский.
Кроме того, в перечне - член-корреспондент РАН Анатолий Дьяков (в 2000 году возглавлял центральную комиссию по приемке в эксплуатацию СШГЭС) и посол по особым поручениям МИД РФ Игорь Юсуфов, руководивший министерством энергетики в 2001-2004 гг.
Чубайс в декабре 2000 года утвердил акт центральной комиссии по приемке в эксплуатацию Саяно-Шушенской ГЭС без должной оценки действительного состояния безопасности станции. Кроме того, в последующем не были проведены необходимые мероприятия для обеспечения безопасной эксплуатации ГЭС, отмечается в акте.
Синюгин еще на посту заместителя главы РАО "ЕЭС" осуществлял решения по выводу ремонтного персонала из штатного расписания ГЭС, не обеспечив внесение в договоры ремонта и обслуживания требований о регулярном контроле технического состояния оборудования. Затем, в период его руководства ОАО "ГидроОГК" (теперь - "РусГидро") Синюгин не создал условий должной оценки реального состояния безопасности СШГЭС.
Вайнзихер отвечал в РАО "ЕЭС" за введение в действие стандартов, направленных на усиление безопасной эксплуатации оборудования, отмечает ведомство.
Стафиевский, зная о реальном состоянии эксплуатируемого на ГЭС оборудования (в том числе гидроагрегатов), не создал условий для принятия действенных мер по безопасной эксплуатации. Он участвовал в выводе ремонтного персонала из штатного расписания, не обеспечив соблюдение требований о регулярном контроле технического состояния оборудования.
Дьяков во главе центральной комиссии по приемке СШГЭС в эксплуатацию утвердил это решение с оценкой "хорошо". В то же время акт комиссии не в полной мере отразил действительное состояние станции, что создало предпосылки недооценки реальных последствий ее дальнейшей работы.
Юсуфов, находясь на посту министра энергетики РФ, не создал механизмов реального госконтроля и надзора за безопасной эксплуатацией объектов энергетики, в том числе включенных в состав РАО "ЕЭС", способствовал передаче контроля от государства эксплуатирующим организациям без принятия решений о повышении их ответственности за безопасность.
Ростехнадзор также определил 18 человек, несущих ответственность за предотвращение инцидентов и аварий на СШГЭС. Среди них, в частности, 7 топ-менеджеров "РусГидро", включая и.о. председателя правления Василия Зубакина.
Помимо него в этот перечень попали член правления компании, руководитель Бизнес-единицы "Производство" Борис Богуш, его заместитель, директор по эксплуатации Тимур Юсупов, начальник департамента технической инспекции Николай Дорофеев, глава департамента эксплуатации и управления режимами Тимур Хазиахметов, начальник департамента планирования ремонтов, технического перевооружения и реконструкции Роман Клочков, а также член правления, руководитель дивизиона "Сибирь" Александр Толошинов (в 2002-2006 гг. занимал пост гендиректора Саяно- Шушенской ГЭС).
Кроме того, в списке бывший директор СШГЭС Николай Неволько, ряд его заместителей и руководителей отдельных подразделений станции, а также руководитель межтерриториального управления Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу Леонид Баклицкий и его заместитель Анатолий Коновалов.
"У нас государство демократическое, поэтому, кто виноват, определяет суд. Мы же, со своей стороны, изучаем технические причины аварии, которые закладываются задолго, поэтому в нашем акте вы найдете достаточно большое количество фамилий, как руководителей станций, так и "РусГидро", так и лиц высокопоставленных, которые принимали решение, от которых зависела устойчивость работы станции и безопасность", - заявил журналистам в субботу глава Ростехнадзора Николай Кутьин.