Это выступление Ходорковского похоже на письмо. Текст эмоциональный, логически рваный, отмечает "Эхо Москвы". Экс-глава ЮКОСа как будто отвечает на некоторые тезисы участников "ходорковских чтений". Автор письма рассуждает о морали, о силе и о вере в идеалы. Он обращается к библии, однако, не ударяется в религию, а выносит одно единственное утверждение – аморально жить – плохо. На вопрос почему, автор письма отвечает, что это вопрос исключительно Веры. Веры в идеалы и принципы. Апелляция к морали это последнее, что у нас осталось, пишет Ходорковский. Иначе "мы погибнем как общество, как народ". Извиняясь за излишне высокий слог, он пишет, что моральность это лучший критерий между понятиями "можно и нельзя": "Либо сила, либо мораль".
В письме достается от Ходорковского и либералам. Проблема сегодняшних либералов, по мнению автора письма, в том, что они сами не верят в главный аргумент за либеральные ценности. В то, что человек рожден со стремлением к свободе и счастью.
- Письмо смутило либералов, они его не поняли
В своем обращении Ходорковский пытается развенчать мифы, которые управляют общественным сознанием. Среди таких "мифов" он называет и "несправедливую приватизацию ЮКОСа".
"Аналогичные мифы "живут" и в других сферах. Некоторые из них ближе к истине. Типа мифа о "двух судах" (суде обычном и суде как инструменте власти). Другие вообще являют из себя ночные кошмары непротрезвевшего сознания вроде: "понаехали тут". Особенно смешно и грустно это слышать в регионах, куда "понаехали" именно мы и не так давно или в отношении семей наших сограждан, уезжавших на "комсомольские" стройки или защищать наши, тогда еще общие, рубежи. Это ведь все, всем понятно, если человек берет на себя труд подумать. А в обычном состоянии действует миф. И успешно действует", - пишет Ходорковский.
"Если мы хотим что-то изменить в родной стране, то нужен если не миф, то правда "красивая как миф". И по-другому нельзя", - считает бывший глава ЮКОСа.
По мнению Ходорковского, "апелляция к морали сегодня последнее, что у нас осталось". "Она же первое. С нее надо было начинать. Это самый сильный и самый важный аргумент против дикого децильного коэффициента, против несправедливого суда, против профицитного бюджета при сотнях тысяч бездомных детей, при отсутствии лекарств. Это единственный неубиенный аргумент против террора и революции, как средства решения политических проблем и против затыкания ртов всяким "несогласным", - пишет Ходорковский.
Может быть "моральность" громкое слово, но я долго думал и не нашел другого критерия между "можно и нельзя". Либо сила, либо мораль. Построение общества через "силу" мы уже проходили. И не только мы. Результат один: на "первом плане" - довольные, беззаботные лица, а на втором рвы и рвы полные тел. Если мы еще раз пойдем к "общему счастью" через "силу" - мы погибнем как общество, как народ, окончательно уничтожив сами себя, свою культуру, свою человеческую суть", - считает Ходорковский.
"Убежден, только повернув общественное сознание от оправдания "вульгарного прагматизма", только убедив людей, что они, в глубине души, не просто хотят жить по совести, а не могут быть счастливы, живя по-другому возможно заложить тот фундамент, на котором вырастет демократическое правовое государство, наша Россия", - пишет бывший глава ЮКОСа.
Письмо Ходорковского смутило либералов
Письмо Ходорковского вызвало некоторые сомнения у тех, кому оно было адресовано. Ряд российских либералов сегодня признались, что не совсем понимают смысл этого письма.
Это обращение смутило, в частности, социолога Ольгу Крыштановскую, участницу "Ходорковских чтений" - она даже сомневается в подлинности письма. "Этот текст резко отличается от других текстов, которые приписывались Ходорковскому, - отметила она в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Во-первых, огромное количество грамматических ошибок, во-вторых, какая-то невнятица интеллектуальная. Такое впечатление, что мысль у человека скачет, но все-таки не очень ясно осталось, что он отчетливо хочет сказать".
А сопредседатель Всероссийского гражданского конгресса Георгий Сатаров заявил, что "письмо подлинное, но вопросы по тексту есть". "Этот текст подлинный, я с ним ознакомился, как только он был передан адвокатами организаторам "Ходорковских чтений", - сказал Сатаров. По его мнению, большое количество ошибок в письме является "свидетельством в пользу подлинности". "Он просто надиктовывал этот текст, его быстро записывали и практически в таком виде передали. Мы просто не взяли на себя риск редактирования", - отметил политолог. Комментируя содержание письма, он подчеркнул, что не стал бы брать на себя "смелость критики этих суждений". "У меня нет опыта Ходорковского, и трудно себе представить, насколько легко сохранять ясность мысли, находясь в таком положении, как он", - заключил Сатаров.
Как отмечает "Эхо Москвы", в отличие от них, глава Хельсинкской группы Людмила Алексеева увидела в этом послании главное. "Это письмо писал человек, переживший катарсис", - уверена Алексеева. В эфире радиостанции она подчеркнула, что Ходорковский "перестал быть бизнесменом не только на практике, но и в своих мыслях", причем "это произошло с ним не сейчас, а еще до ареста". "Те испытания, которые выпали на его долю, способствовали этим размышлениям. Это традиционный путь для людей, оказавшихся в тяжелых жизненных условиях, - сказала Алексеева. - Это очень верный путь, жаль только, что к нему приходят единицы среди людей, которые работают в бизнесе и политике".
Не считает возможным заочно дискутировать с человеком, находящимся в заключении, Андрей Илларионов, бывший советник президента. "Обсуждение тезисов и позиций человека, который не может принять участие в полусвободной дискуссии, я считаю некорректным, - отметил Илларионов в эфире "Эхо Москвы". - Я с большим удовольствием обсудил бы все те тезисы, которые Михаил Борисович пишет сейчас или будет готов написать и отстаивать, когда он будет находиться не там, а здесь". При этом с критикой в адрес многих российских либералов Андрей Илларионов, в целом, согласен.
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и экс-глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев в 2006 году были признаны виновными в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, и осуждены на 8 лет лишения свободы. В декабре 2006 года Ходорковский и Лебедев по требованию Генпрокуратуры были этапированы из колоний в следственный изолятор Читы для проведения расследования по новому делу об отмывании денежных средств. Следствие уже завершено, обвиняемые знакомятся с материалами уголовного дела.
Генпрокуратура инкриминирует Ходорковскому и его компаньону Лебедеву легализацию 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиардов долларов в период с 1998 по 2004 годы. Предъявленные им обвинения связаны с хищением акций, принадлежащих государству, а также с присвоением нефти и легализацией (отмыванием) средств, вырученных от ее продажи. Ни Ходорковский, ни Лебедев вину не признают.