Прокуратура Санкт-Петербурга выявила нарушения закона об НКО в деятельности местного некоммерческого фонда "Институт развития свободы информации" (ИРСИ)
Институт Развития Свободы Информации
Прокуратура Санкт-Петербурга выявила нарушения закона об НКО в деятельности местного некоммерческого фонда "Институт развития свободы информации" (ИРСИ). Как посчитали прокуроры, данный фонд, получая иностранное финансирование, занимается деятельностью, "содержащей признаки политической", "являющейся инструментом формирования общественного мнения". В этой связи прокуратура потребовала от данной НКО зарегистрироваться в качестве "иностранного агента", сообщается на сайте ИРСИ. В фонде с этим категорически не согласны и уже обжаловали прокурорское представление об устранении нарушений, пишет газета "Коммерсант", отмечая, что полгода назад генпрокурор Юрий Чайка причислил ИРСИ к "скрытым иностранным агентам".

Представление прокуратуры Центрального района Петербурга об устранении нарушений законодательства о некоммерческих организациях в фонде получили 27 января. Проверка деятельности фонда была проведена в связи с поступившим обращением некоего "заинтересованного гражданина", уточняется в пресс-релизе ИРСИ. Там же перечисляются аспекты работы фонда, в которых прокуратура усмотрела характер политической деятельности, для реализации которой, как посчитали прокуроры, эта НКО активно использует свои интернет-ресурсы.

Одна из претензий надзорного ведомства связана с публикацией председателем совета этого фонда Иваном Павловым поста в своем блоге о встрече представителей российских НКО с американским президентом Бараком Обамой во врем саммита G20 в Петербурге в сентябре прошлого года. Прочитав этот пост, прокуроры посчитали, что президенту США были изложены тезисы, содержащие сведения о сложившейся в настоящее время политической и социальной ситуации в РФ.

По словам самого Павлова, он лишь просил Обаму пролоббировать внутри США и на уровне ООН внедрение стандартов открытости информации, которые могли бы служить примером для других стран, включая Россию. При этом Павлов подчеркнул, что он участвовал в этой встрече как адвокат, а не представитель фонда, отмечает "Коммерсант".

Другая претензия относится к публикации на сайте фонда в августе прошлого года статьи с анализом изменений в законодательстве о персональных данных. По мнению прокуратуры, производя оценку федерального законодательства, в т.ч. сравнивая его с международными актами, ИРСИ выражает несогласие с действующим законодательством и негативно оценивает работу законодательных органов страны.

Организацию голосования по номинациям "Дезорганизация года" и "Провал года", лидерами в которых стали соответственно Госдума и "антипиратский закон", прокуратура квалифицировала как "деятельность, направленную на формирование мнения общества о неэффективности осуществления вверенных полномочий государственными органами и политики, проводимой действующей властью".

Еще одним доказательством нарушения закона об НКО прокуратура сочла участие программного директора ИРСИ Татьяны Толстеневой в саммите Open Government Partnership в Лондоне минувшей осенью. С точки зрения прокуратуры, Толстенева, не являясь должностным лицом, не была уполномочена знакомить участников саммита с ситуацией в сфере открытости в России.

Также прокурорам не понравились публикации результатов мониторинга официальных сайтов органов власти на интернет-ресурсах ИРСИ. Как посчитали в прокуратуре, ознакомление с данной информацией влечет за собой формирование общественного мнения, а значит, ее публикация является политической деятельностью, сообщает ИРСИ.

На основании прокурорской проверки фонду предъявлено требование направить в Министерство юстиции заявление о включении в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента. Однако в самом фонде настаивают, что никаких оснований считать его работу "политической деятельностью" нет и намерены оспаривать представление прокуратуры в суде, отмечается в пресс-релизе.

Павлов связывает претензии прокуратуры с подготовкой к процессу в Конституционном суде, который 6 марта рассмотрит сразу несколько жалоб правозащитных организаций и поддержавшего их тогда омбудсмена Владимира Лукина на несоответствие закона об НКО-"иностранных агентах" Конституции РФ, замечает "Коммерсант".

Закон, обязывающий некоммерческие организации, получающие финансирование из иностранных источников и участвующие в политической деятельности, регистрироваться в качестве "иностранного агента", начал действовать в России с июля 2012 года и вызвал волну возмущения в правозащитной среде. Многие известные правозащитные организации, получающие зарубежные гранты, категорически отказались вешать на себя клеймо "иностранного агента".

Весной 2013 года начались массовые прокурорские проверки некоммерческих организаций в различных регионах с целью выявить среди них "иностранных агентов". В июле того же года генпрокурор Чайка объявил, что его подчиненные сумели выявить 22 организации - кандидата на попадание в список "иностранных агентов", причем в деятельность таких НКО оказались вовлечены некоторые высокопоставленные госслужащие, представители политических партий и госучреждений. Тогда же Чайка высказал предположение о возможном ужесточении закона об НКО, поскольку общественные организации, по его мнению, бесконтрольны.

В декабре прошлого года депутаты-единороссы раскритиковали некоммерческие организации за финансовую "всеядность". В то же время президент РФ Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию, заявил о необходимости участия общественных организаций в законотворческой деятельности и разработке "ключевых государственных решений" и "стратегических планов". О разделении НКО по принципу финансирования Путин тогда не упомянул.