"Уровень преступности среди военнослужащих в первом полугодии вырос более чем на 13%, уровень неуставных отношений и случаев рукоприкладства со стороны командиров - на 3%. Такая ситуация требует от нас мобилизации всех сил и выработки новых подходов, - сказал Юрий Чайка. - В последние годы военная прокуратура заняла несвойственную ей позицию - стороннего наблюдателя и критика органов военного управления".
- Генпрокурор раскритиковал прежнее руководство ГВП за конфронтацию с Минобороны
- Чайка предлагает возложить функции дознания в армии на военную комендатуру
- Фридинский предлагает внести изменения в уголовное законодательство
- Названо 5 приоритетов работы военной прокуратуры
Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский упомянул два военных округа, в которых состояние преступности оказалось по итогам полугодия наихудшим. С начала года, по его словам, преступность в Дальневосточном военном округе возросла на 68%, а на Северном флоте - на 38%.
"Такое положение недопустимо, необходимо принимать срочные меры", - сказал руководитель ГВП.
Он привел примеры положительных результатов от взаимодействия командиров и должностных лиц Минобороны с военной прокуратурой по борьбе с преступностью в войсках. В Московском военном округе, сообщил Фридинский, после того, как было установлено, что большую часть преступлений среди рядового состава совершают военные, которым скоро демобилизоваться, решили выдавать военнослужащим парадную форму, поскольку, как выяснилось, значительная их часть - из малообеспеченных семей, и им не в чем возвращаться домой. "Как только этот вопрос был решен, преступность среди данной категории военнослужащих тут же пошла на убыль", - отметил Фридинский.
"Главным в работе военной прокуратуры должны быть не отчетные показатели, а реальная работа", - подчеркнул Чайка. Вместе с тем, он отметил, что "общество, безусловно, должно знать о существующих недостатках, но должно знать и о мерах, которые применяются для их устранения. Задачи, стоящие перед государством, - это наши общие задачи, и мы должны вместе добиваться их исполнения", - сказал Генпрокурор РФ, выступая на коллегии ГВП, в которой также принимает участие вице-премьер - министр обороны РФ Сергей Иванов, а также главком внутренних войск МВД Николай Рогожкин.
Генпрокурор раскритиковал прежнее руководство ГВП за конфронтацию с Минобороны
Генеральный прокурор обвинил прежнее руководство Главной военной прокуратуры (ГВП) в излишней политизированности и конфронтации с министерством обороны. "В последние годы органы военной прокуратуры заняли позицию откровенной конфронтации с органами военного управления вместо консолидации и взаимодействия в работе", - заявил Юрий Чайка.
По его словам, прежнее руководство ГВП "заняло позицию отстраненного наблюдателя и критика и излишне политизировало некоторые острые проблемы, поднимало в СМИ шумиху". "Такое положение дел, - подчеркнул Чайка, - является недопустимым".
В связи с этим генпрокурор призвал сотрудников военной прокуратуры более активно работать с командирами и представителями органов военного управления по обеспечению законности и правопорядка в войсках. "Ваша обязанность - сделать все, чтобы те огромные средства, которые выделяются государством на нужды армии, не были потрачены зря", - сказал генпрокурор.
Касаясь других приоритетных направлений деятельности военной прокуратуры, Чайка указал прежде всего на борьбу с коррупционными проявлениями, реализацию правозащитной функции, в том числе по своевременному обеспечению выплат денежного довольствия, выделению жилья их семьям.
"Органы военной прокуратуры должны обеспечивать постоянный надзор в сфере обеспечения военнослужащих жильем, выявлять на ранней стадии нарушения", - отметил генпрокурор.
Генпрокурор РФ предлагает возложить функции дознания в армии на военную комендатуру
Генеральный прокурор России Юрий Чайка предложил передать функции дознания от командиров военной комендатуре. "Считаю целесообразным создание при военных комендатурах специализированной структуры, которая занималась бы функциями военного дознания. Таким образом мы могли бы решить проблему сокрытия преступлений в воинских частях", - заявил Чайка, выступая на коллегии Главной военной прокуратуры (ГВП) в пятницу в Москве.
Он отметил, что в соответствии с действующим законодательством командиры являются дознавателями при совершении преступлений военнослужащими небольшой и средней тяжести.
Именно данное обстоятельство, подчеркнул генпрокурор, приводит к тому, что командиры укрывают преступления и правонарушения, это негативно отражается на статистике и состоянии преступности в частях и подразделениях.
Фридинский предлагает внести изменения в уголовное законодательство
Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский считает, что настало время для внесения изменений в УПК РФ для более эффективной борьбы с правонарушениями в Вооруженных силах. Выступая на расширенной коллегии ГВП, он в частности предложил передать роль органов дознания (расследующих правонарушения) органам военной комендатуры после соответствующей подготовки.
"Ранее военная комендатура играла огромную роль в поддержании правопорядка, сегодня эта роль фактически утрачена. Даже в Москве можно увидеть военнослужащего в любом, в том числе и непотребном виде, что сказывается на авторитете Вооруженных сил в обществе", - заметил Фридинский.
Отметив, что продолжает возрастать число коррупционных преступлений, Фридинский подверг критике ситуацию, когда подчас под суд отдают офицеров по уголовным делам, где речь идет о сумме в несколько тысяч рублей. "Такой офицер получает условное наказание и продолжает служить в своей части. В чем тогда воспитательный эффект", - сказал Фридинский. По его словам, только в московском округе продолжают служить 99 таких офицеров, а всего во всех видах Вооруженных сил и других войск их полторы тысячи.
Фридинский поставил задачу перед военными прокурорами усилить борьбу с проявлениями коррупции и неэффективным использованием денежных средств, а также более эффективно защищать социальные права военнослужащих. "Сколько проблем накопилось с выделением жилья военнослужащим. Да, нарушения выявляются, но изменилось жилищное законодательство, действует рынок, а законы по обеспечению военнослужащих жильем не меняются годами", - отметил Фридинский.
Чайка назвал 5 приоритетов работы военной прокуратуры
В число приоритетных направлений работы органов военной прокуратуры войдут борьба с неуставными проявлениями в военной среде, а также обеспечение социальных прав военнослужащих. Как сообщили ИТАР-ТАСС в ГВП, на прошедшем сегодня расширенном заседании коллегии ГВП были выделены пять приоритетных направлений работы военных прокуроров.
Прежде всего военные прокуроры должны эффективно координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими нарушениями законности в поднадзорных войсках и воинских формированиях, в первую очередь - с неуставными проявлениями и коррупцией.
Вторым направлением станет обеспечение соблюдения прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. По мнению Генпрокурора, "военные прокуроры должны совместно с органами военного управления решать проблемы своевременных выплат денежных средств, выплаты социальных страховок, защищать права военных пенсионеров и членов семей военнослужащих, погибших при выполнении долга".
Третье приоритетное направление - сопровождение силами военной прокуратуры реализации федерального закона "Об обороне" в сфере обеспечения сохранности и боеготовности военной техники, вооружения и имущества тылового обеспечения, а также рачительного использования бюджетных средств, в том числе выделенных на капстроительство, модернизацию и техническое переоснащение войск, повышение социального статуса военной службы и реформирование механизма комплектования войск.
Как подчеркнул Главный военный прокурор Сергей Фридинский, "пока не снижаются показатели и по таким видам преступлений, как сохранность военного имущества и рациональное использование бюджетных средств, уклонение от военной службы и преступления офицерского состава".
Четвертым направлением в работе военных прокуроров станет обеспечение законности при проведении дознания и предварительного расследования, обеспечение конституционных прав граждан при осуществлении уголовного преследования, а также повышение эффективности участия военных прокуроров в уголовных, гражданских и арбитражных судах.
По словам министра обороны РФ Сергея Иванова, его ведомство не намерено приукрашивать действительность в вопросах оценки состояния правопорядка и воинской дисциплины. Основной упор в предупреждении правонарушений делается на воспитательной и профилактической работе, одновременно принимаются меры по совершенствованию практики проверок, ужесточается контроль состояния правопорядка.
"Цель этих мер - максимальное выявление правонарушений, - подчеркнул министр. - Испортить таким образом статистику мы не боимся и уже добились вполне конкретных результатов".
Пятый приоритет для военных прокуроров - это формирование прозрачного и открытого характера деятельности органов военной прокуратуры, для чего требуется поддерживать должный уровень информационного обеспечения.
Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка призвал военных прокуроров совместно с органами военного управления решать проблемы, стоящие сегодня перед Вооруженными силами и другими воинскими подразделениями. Признав рост числа преступлений, в том числе связанных с неуставными отношениями, а также совершенных офицерами, Юрий Чайка предложил наделить военные комендатуры функциями органа дознания. "Они могли бы походить к решению вопросов менее предвзято и у них не было бы заинтересованности в каком-либо сокрытии преступления", - заметил Генпрокурор.
Вице-премьер - министр обороны РФ Сергей Иванов подчеркнул, что у Минобороны и Главной военной прокуратуры единая задача - укрепление законности и правопорядка в Вооруженных силах. По мнению министра, "качественно решить эту актуальную задачу по одиночке не сможет ни то, ни другое ведомство". "А значит мы просто обречены на сотрудничество. Любые другие подходы контрпродуктивны и неминуемо приведут нас в тупик", - заключил министр.
В работе коллегии также приняли участие Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, главком внутренних войск МВД РФ Николай Рогожкин и председатель Военной коллегии Верховного суда РФ Анатолий Петроченков.