Предполагаемая роль экс-полковника милиции Дмитрия Павлюченкова в убийстве журналистки Анны Политковской была переоценена после того, как он пошел на сделку со следствием
Russia Today
Предполагаемая роль экс-полковника милиции Дмитрия Павлюченкова в убийстве журналистки Анны Политковской была переоценена после того, как он пошел на сделку со следствием. "Коммерсант" утверждает, что он дал подробные показания на участников убийства обозревателя "Новой газеты" и назвал имя заказчика преступления, который находится за границей. А предполагаемый организатор преступления уже в тюрьме по другому делу.

Ранее Павлюченков не признавал вины, а его адвокат утверждала, что он не называл следствию предполагаемого заказчика. При этом Павлюченкова называли организатором убийства журналистки. Теперь же, после заключения сделки, он лишь один из участников, а следователи придерживаются "приоритетной" версии, согласно которой убийство Политковской организовал уроженец Чечни Лом-Али Гайтукаев. Официально пока - по заказу от "неустановленного лица", находящего за границей.

По данным "Коммерсанта", судебную сделку лично завизировал заместитель генпрокурора Виктор Гринь. В рамках соглашения экс-милиционер, ранее отрицавший свою вину, полностью ее признал и обязался изобличить других участников преступления. За это с него сняли подозрения в организации убийства Анны Политковской.

По информации Следственного комитета России, новое обвинение Гайтукаеву пока не предъявлено. А данные о том, что в рамках соглашения Павлюченков назвал и заказчика убийства, в СК обсуждать отказались.

- Расколоть "прожженного" Гайтукаева будет очень сложно, считают в "Новой газете"

Отметим, что "новую" версию следствия уже выдвигали представители обвинения еще в феврале 2009 года на первом судебном процессе по этому громкому делу. Чем закончился первый процесс - всем хорошо известно: дело развалилось, и коллегия присяжных оправдала всех четырех подсудимых, сочтя недоказанной их вину.

Сделка со следствием для Павлюченкова означает, что его дело выделят в отдельное производство и рассмотрят в особом порядке (без проведения судебного следствия), что поможет ему избежать максимального срока - 20 лет заключения. В дальнейшем этот приговор может быть использован как доказательство виновности остальных фигурантов дела. А если "большое" дело об убийстве Анны Политковской будет слушаться с участием присяжных, то самому Павлюченкову придется давать на процессе показания как свидетелю обвинения.

Новая версия

Новая и старая версии отличаются в деталях: ранее организатором преступления в материалах СК называли Павлюченкова, а по новой версии следствия, в июле 2006 года Лом-Али Гайтукаев получил от неустановленного лица заказ на убийство за денежное вознаграждение обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской. "Для этих целей Гайтукаев создал преступную группу, в которую вошли Павлюченков, племянники Гайтукаева Махмудовы и освободившийся из мест лишения свободы в сентябре 2006 года бывший сотрудник Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД Москвы Сергей Хаджикурбанов", - отметил накануне представитель СК Владимир Маркин.

"Как установлено следствием, Павлюченков, будучи в тот момент начальником отделения 4-го отдела оперативно-поискового управления ГУВД Москвы, занимающегося наружным наблюдением, поручил своим подчиненным наблюдение за журналисткой, чтобы выяснить маршруты и время ее ежедневных передвижений по городу, - сообщил Маркин. - Полученная Павлюченковым информация и орудие убийства были переданы непосредственному исполнителю Рустаму Махмудову и его пособникам, которые за несколько суток до преступления обеспечивали слежку за передвижениями Анны Политковской".

Предыдущая версия СК: действующие лица те же, роли другие

Всего несколько дней назад официальный Маркин рассказывал, как в конце июля 2006 года Павлюченков за денежное вознаграждение получил заказ на организацию убийства Политковской и создал преступную группу, в которую вошли трое братьев Махмудовых и другие лица, а затем поручил своим подчиненным организовать наблюдение за журналисткой, чтобы выяснить маршруты и время ее ежедневных передвижений по городу.

В дальнейшем Павлюченков приобрел оружие, разработал план и определил роль каждого из соучастников при подготовке и совершении убийства. Полученная Павлюченковым информация и орудие убийства были переданы непосредственному исполнителю Рустаму Махмудову и его пособникам, которые за несколько суток до преступления обеспечивали слежку за передвижениями Политковской, сообщал Маркин.

Павлюченков был задержан 23 августа во время допроса, а позднее арестован решением суда до 23 октября. Экс-милиционер и Лом-Али Гайтукаев на первом процессе выступали в качестве засекреченных свидетелей. Как сообщала тогда защита одного из подсудимых, согласно версии, заказ на убийство журналистки получил некий Лом-Али Гайтукаев в июне-июле 2006 года. Но в связи с тем, что Гайтукаев был арестован в августе 2006 года, он передал заказ бывшему сотруднику МВД Сергею Хаджикурбанову, проходившему обвиняемым по "делу Политковской".

Сам Гайтукаев, выступая тогда в качестве свидетеля в суде по делу об убийстве Политковской, заявил, что от следователей ему стало известно, что за убийство журналистки было заплачено 2 миллиона долларов. Однако в то время, которое указывала сторона обвинения, Хаджикурбанов также отбывал наказание, причем колония, где сидел Гайтукаев, находилась в другом городе, указывали адвокаты подсудимых.

19 февраля 2009 года коллегия присяжных заседателей оправдала всех четырех фигурантов по делу об убийстве журналистки. Присяжные сочли недоказанной вину всех подсудимых. Однако в конце февраля того же года Хаджикурбанова снова вызвали к следователям по новому уголовному делу - по подозрению в вымогательстве 350 тысяч долларов у основного свидетеля по "делу Политковской" Дмитрия Павлюченкова, "благодаря" которому, как сообщалось, и развалилось тогда дело об убийстве журналистки.

В настоящее время обвинение в причастности к убийству Политковской предъявлено бывшему сотруднику милиции Сергею Хаджикурбанову и братьям Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым. В отдельное производство было выделено дело в отношении Рустама Махмудова, обвиняемого в непосредственном исполнении преступления. Он находился в розыске с 1997 года. 31 мая этого года его задержали на территории Чечни в доме его родственников. Установить место нахождения обвиняемого удалось благодаря взаимодействию с правоохранительными органами Бельгии, где тот скрывался, а затем вернулся в Россию.