Такое заявление накануне сделал президент РФ Дмитрий Медведев, принимавший в Сочи своего армянского коллегу Сержа Саргсяна. Саргсян не единственный лидер ОДКБ, с кем российские власти сейчас проводят активную разъяснительную работу, добиваясь поддержки своих действий в Грузии. Ее результат будет известен уже в пятницу, когда станет ясно, остались ли у Москвы верные союзники на постсоветском пространстве.
- О том, как Москва берет ОДКБ "за рога"
- Президент Медведев предложил ОДКБ определить свою позицию по Грузии на саммите в Москве
- Путин договорился в Ташкенте о строительстве еще одного газопровода в Средней Азии
- После конфликта с Грузией тандем Путина-Медведева может "закрутить гайки" и во внутренней политике РФ
Именно к Армении перешло председательство в Организации договора о коллективной безопасности. На встрече российский лидер заявил, что надеется на то, что уже к московскому саммиту члены ОДКБ сформулируют общую позицию по событиям в Южной Осетии.
Как пишет "Время новостей", на саммите в Москве 5 сентября, Россия официально поставит вопрос о поддержке своих действий на Кавказе. Более того, ранее российские дипломатические и военные источники не исключали даже присоединения Южной Осетии и Абхазии к ОДКБ, но для этого независимость данных территорий должны признать все страны организации.
В четверг в Москве пройдет заседание совета глав МИДов семи стран-членов ОДКБ, на котором должно быть принято устраивающее Россию заявление о событиях в Южной Осетии. Судя по всему, работа над его текстом идет непросто, пишет "Коммерсант". Наиболее примечательные цитаты из статей на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".
Министерская встреча ОДКБ будет лишь разминкой перед более ответственным мероприятием - пятничной сессией Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ с участием глав государств организации. На ней планируется принять обширное коммюнике с оценкой как конфликта в Южной Осетии, так и общего положения в мире и роли в нем ОДКБ.
По информации издания, Москва настойчиво продвигает среди партнеров мысль о том, что коммюнике должно принять вид некоего программного документа, в котором наряду с осуждением Грузии будет недвусмысленно заявлено о недопустимости дальнейшего расширения НАТО в сторону границ государств-участников ОДКБ и размещения элементов американской ПРО в зоне интересов этой организации.
Помимо этого российская дипломатия пытается добиться того, чтобы все участники пятничного саммита высказались в поддержку инициативы России о разработке Договора о европейской безопасности. Идея такого документа была выдвинута президентом Дмитрием Медведевым в новой концепции внешней политики РФ, которую он подписал в середине июля.
Между тем даже если в пятницу ОДКБ поддержит Москву и единогласно осудит политику Тбилиси, члены организации вряд ли порадуют Россию признанием Абхазии и Южной Осетии. Впрочем, российские власти, похоже, смирились с тем, что в этом вопросе они вынуждены оставаться в крайне некомфортном одиночестве. Во всяком случае, премьер Путин вчера уже назвал некритичной ситуацию, при которой никто кроме России не признал независимость отколовшихся от Грузии территорий.
О том, как Москва берет ОДКБ "за рога"
Между тем далеко не все партнеры России по ОДКБ хотят осложнять ради нее свои и без того непростые отношения с Западом. Поэтому Москва сейчас работает над тем, чтобы саммит ОДКБ оправдал ее ожидания. Первым делом с союзниками по организации был урегулирован вопрос о месте проведения нынешнего саммита.
Дело в том, что на сегодняшний день в ОДКБ председательствует Киргизия, и очередную сессию СКБ логично было бы проводить на ее территории. Однако в сложившейся вокруг Грузии ситуации РФ попросила сделать для нее исключение и добилась того, чтобы встреча состоялась в российской столице.
Одновременно в Кремле попытались найти индивидуальный подход к каждому из лидеров ОДКБ, с тем чтобы во время московской встречи организация продемонстрировала единую и максимально жесткую антигрузинскую позицию. К примеру, армянского лидера Сержа Саргсяна пригласили в Россию за несколько дней до сессии СКБ, и вчера он был принят в Сочи Дмитрием Медведевым.
"Мы с вами обсудим предварительно работу в формате ОДКБ, а окончательную позицию сформулируем во время саммита в Москве, - заявил Медведев во время встречи со своим армянским коллегой. - К Армении переходит председательство в ОДКБ. Хотел бы поделиться соображениями по международной проблематике, тем более мы не виделись с момента совершения агрессии Грузией".
Серж Саргсян в ответном слове был максимально сдержан в оценках событий на Кавказе: "Мои сожаления, что события так развернулись, и желаю скорейшего устранения последствий".
2 млрд долларов Минску в обмен за поддержку
С белорусским президентом Александром Лукашенко Медведев провел разъяснительную беседу еще 20 августа. В обмен на международную поддержку Москвы Минску тогда было обещано снижение цены на российский газ и предоставление долгосрочного кредита в 2 млрд долларов.
"Если мы требуем от Белоруссии союзнических отношений, то естественно, что вопросы с ценообразованием на энергоносители должны соответствовать духу союзного договора, где написано, что субъекты хозяйствования имеют одинаковые права. Это не значит, что надо платить за дружбу. Речь идет о том, чтобы обезопасить от возможных санкций Запада те страны, которые готовы с нами интегрироваться", - прокомментировал договоренности Москвы и Минска пресс-секретарь госсекретаря союзного государства Павла Бородина Иван Макушок.
Другие источники в аппарате Союзного государства России и Белоруссии сообщили, что в ответ на российские преференции белорусские власти пообещали признать независимость Южной Осетии и Абхазии.
"Но надо понимать, что Лукашенко может пойти на это только после 28 сентября, когда в его стране пройдут парламентские выборы. Иначе есть опасность, что Запад снова объявит новый парламент нелегитимным", - сказал собеседник "Коммерсанта" близкий к Александру Лукашенко. Также Белоруссия согласилась подписать с Россией соглашение о создании единой системы ПВО, призванной стать ответом на ПРО США в Европе.
Несговорчивый Узбекистан "уламывал" Путин
Параллельно Москва попыталась заручиться поддержкой Узбекистана, чей президент Ислам Каримов считается самым несговорчивым российским партнером в ОДКБ. Каримов больше всех противился тому, чтобы Грузия от имени всех стран ОДКБ была заклеймена как агрессор. С миссией уговорить узбекского лидера в Ташкент накануне съездил премьер РФ Владимир Путин.
Итогом этого визита стали договоренности по поводу цены на закупаемый "Газпромом" узбекский газ и о строительстве новых газотранспортных мощностей в коридоре газопровода Средняя Азия-Центр на базе совместного предприятия. Кто профинансирует газопровод, пока неясно, поскольку год назад господин Каримов отказался выделять средства на новые трубопроводы. Соответствующий договор стороны, по данным издания, планируют подписать этой осенью.