С критикой в адрес российской правоохранительной и судебной системы в своей статье выступил Михаил Ходорковский
RTV International
С критикой в адрес российской правоохранительной и судебной системы в своей новой статье выступил бывший глава ЮКОСа, а ныне заключенный Михаил Ходорковский. Публикацию на своих страницах разместила "Независимая газета".

Ходорковский пишет: "Первое и главное, что я понял уже на третий месяц своего тюремного заключения: наши "внешние" представления о милиции, прокуратуре, суде, ФСИН как о неких самостоятельных структурах абсолютно ошибочны. Пока ты не оказался в лапах Системы, ты почти ничего не знаешь о ней".

"Система - по сути, единое предприятие, чей бизнес - узаконенное насилие. Предприятие очень крупное, с огромным количеством внутренних конфликтов, столкновений интересов. Система - конвейер гигантского завода, который живет в собственной логике, не подчиняющейся в общем случае внешней корректировке. Если вы стали сырьем для этого конвейера, то на выходе всегда получается автомат Калашникова, то есть обвинительный приговор. Иной результат переработки сырья Системой рассматривается как брак", - заключает Ходорковский.

- Крупный международный юрист обвинил Путина в "большой лжи" о Ходорковском
- Опрос: обвинений против Ходорковского не понимают уже две трети россиян

По его убеждению, цель системы - не установить истину, а решить свою собственную задачу. Человек - лишь объект, необходимый материал для статотчетности.

"Роль Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) - исключительно поддерживающая, - продолжает экс-глава ЮКОСа. - Она может колебаться в диапазоне от поощрительно-индифферентной до активно-пыточной. В активно-пыточные условия можно попасть, если есть заказ сравнительно высокого (генеральского) уровня, либо в качестве личной услуги одного майора другому, либо если тюремное начальство само хочет чем-то поживиться. Например, квартирой заключенного (наиболее обычный случай)".

При этом уповать на закон - опасная глупость, так как система крайне насмешливо относится к закону, пишет Ходорковский.

Наиболее внимательно Система следит за исполнением формальных требований УПК - наличием расписок, документов и прочей "макулатуры". Но одновременно человека могут бить, лишать лекарств и квалифицированного медобслуживания, издеваться грубо или изощренно.

Из Уголовного кодекса Система внимательна лишь к максимальным срокам наказания. "Но и без приговора любой следователь легко обеспечит любого предпринимателя "хотя бы" полутора годами тюрьмы. Ведь те документы, которые вам выдали сами чиновники, в любой момент могут быть признаны незаконными (пример поселка Речник), а если президент страны не вмешается лично, то перепродажа, например, вашего собственного дома может сделать вас "отмывателем". А значит - внимание! - согласно нашему гуманному закону "особо опасным преступником" с перспективой 22 с половиной лет колонии строгого режима", - подчеркивает автор, испытавший многое на собственном опыте.

По его словам, российская судебная система игнорирует конституционный принцип презумпции невиновности. "Потому, собственно, в последнее время участились нападки на институт суда присяжных: присяжные, как правило, неустраненные разумные сомнения толкуют в соответствии с Конституцией, в пользу подсудимых, а недоказанность вины полагают равной невиновности", - пишет Ходорковский.

"Судебно-полицейский конвейер ежегодно пожирает достоинство и судьбы сотен тысяч наших сограждан. Попавших в тюрьмы, лишившихся родных и близких или "просто" потерявших свое имущество. Сюда же относятся судьбы действительных потерпевших, невыгодных Системе. Тот, кто попал в жернова, без потерь оттуда не выберется. Конвейер парализует страхом, уничтожает жизненную активность миллионов", - продолжает бывший руководитель ЮКОСа.

Тем не менее в заключение он делает вывод, что система не вечна, потому что конвейер "ежегодно порождает многие тысячи людей, ненавидящих Систему". "Вопрос стоит просто и прямо: либо Система преступного конвейера будет разрушена, а ее действительно необходимые любой стране части приведены в соответствие с Конституцией; для этого требуются воля и решительные действия высшего политического руководства страны; либо ее разрушение произойдет традиционным для России способом - снизу и кровью". Детонатором взрыва же может стать все что угодно, подчеркивает он.

Силовой конвейер, подменивший правосудие, - это могильщик современной российской государственности, пишет Ходорковский. "Он с завидной регулярностью восстанавливает против этой государственности многие тысячи самых активных, разумных и самостоятельных граждан страны. Тех, от чьего выбора зависит в конечном счете судьба государства".