Так, не до конца ясно, что именно произошло 31 мая вечером в магазине "Лео", откуда была совершена кража. В первоначальном рапорте отдела полиции указано, что 31 мая в 19:00 к ним поступило сообщение от продавца магазина о том, что неизвестный около 18:55 "открыто похитил четыре рулона обоев" стоимостью 8 тыс. рублей. Спустя двое суток после инцидента в пресс-службе Росгвардии заявили, что молодой человек совершил разбойное нападение в магазине, где угрожал ножом персоналу.
С продавцом Вязниной, которая упоминается в рапорте полиции в качестве заявителя, переговорить не удалось. Зато ее напарница, представившаяся как Лариса, не только показала место, откуда были украдены обои, но и довольно детально описала события. По ее словам, молодой человек попытался украсть обои, при этом ударив по шее девушку-кассира, и выбежал с обоями на крыльцо. Когда за ним погнались несколько человек из числа сотрудников, охраны и покупателей, молодой человек выхватил нож и стал угрожать преследователям, а затем скинул обои и попытался скрыться. Общая стоимость обоев, по ее словам, составляет 6 тысяч рублей: откуда в рапорте появилась сумма ущерба в 8 тыс. рублей, она не в курсе.
Родители убитого Надежда Голик и Анатолий Таушанков не верят в то, что их сын мог решиться на хищение и разбой, и не понимают, почему строительные товары продавались "в карантин". По словам старшего Таушанкова, разговаривавшего с сыном до начала штурма квартиры, тот заявил, что все же заплатил за обои, и в его сумке, по словам отца, было не меньше 50 тыс. рублей. Нож же младшему Таушанкову был особенно не нужен, так как он занимался карате и кикбоксингом, но избегал силовых способов разрешения конфликтов. Записей же с камер наружного наблюдения до сих пор не видели даже родители погибшего, хотя в магазине утверждают, что они есть и якобы уже переданы следствию.
Кроме того, неясно и то, что случилось во время погони за Таушанковым. В рапорте полиции говорится, что очевидцы похищения обоев "бежали за неизвестным до первого подъезда дома 8/1 по улице Рассветной". Там произошла драка, в ходе которой Таушанков вытащил нож и стал угрожать преследователям, после чего забежал в подъезд. Между тем на записях камер наружного наблюдения видно, что Таушанков убегает от двух мужчин, один из которых похож на охранника в маске. При этом один из этих мужчин держит в руках предмет, похожий на ледоруб: никакой драки возле подъезда нет, сам Таушанков забегает в подъезд, а его преследователи некоторое время ждут мужчину у дверей подъезда. При этом один из них кому-то звонит, а другой вскоре уходит. Нет информации о стычке с использованием ножа и в сообщении пресс-службы Росгвардии.
Источники в силовых структурах сообщили, что среди тех, кто пытался остановить похитителя обоев в торговом центре, был сотрудник полиции в гражданской одежде, который "увидел конфликтную ситуацию, решил вмешаться и успокоить стороны". Отец Таушенкова утверждает, что за его сыном гнались "настоящие бандиты", а сам Таушенков-младший не открывал двери полицейским, потому что "ждал человека, который должен был приехать и со всем этим разобраться". Кто этот человек - пенсионер не знает, но отмечает, что сын находился "в подавленном состоянии".
Кроме того, в сообщении пресс-службы Росгвардии говорилось, что Владимир Таушанков был "ранее судим за незаконный оборот наркотиков". Однако в полицейском рапорте о его проблемах с законом нет ни слова. Электронные базы по месту проживания Таушанкова и Свердловского областного суда также не содержат упоминаний о каких-либо вынесенных ему приговорах. Единственный свердловчанин по фамилии Таушанков, который был судим, носит другое имя, и его обвинение не было связано с наркотиками. Родители также отрицают факт его судимости: старший Таушанков опасается подделки сведений, которые позволят обвинить его сына в употреблении наркотиков в том числе во время инцидента.
Неясны и обстоятельства, предшествовавшие штурму квартиры Таушанкова. Сперва туда прибыли оперативники из местного уголовного розыска, которые около часа пытались разговаривать с подозреваемым, но тот их игнорировал и двери не отпирал. Тогда один из оперативников отправился к родителям мужчины и предложил им взять ключи и проехать с ними, чтобы открыть квартиру. Это подтверждают и сами родители погибшего: почему оперативники угрозыска отправили открывать квартиру Анатолия Таушанкова, а не сделали этого сами, чтобы обезопасить пожилых людей, неясно. Сам Таушанков-старший заявил, что сын впустил его, но не полицейских. Его жена заявила, что тоже хотела войти, но не смогла, так как одновременно с ней в квартиру пыталась войти и полиция, и Владимир Таушанков применил против одного из оперативников перцовый баллончик.
В полицейском рапорте сообщается, что Таушанков-младший якобы вышел на лестничную площадку с ножом в руках, и стал затаскивать отца в квартиру. Сотрудники полиции же пострадали, когда пытались пресечь его действия. После всего этого на место происшествия вызвали СОБР и решили начать штурм квартиры: по данным Росгвардии и источников Znak.com, близким к силовым структурам, оперативники опасались, что отец Владимира Таушанкова после захода в квартиру мог стать заложником или погибнуть. Таушанков-старший также косвенно подтвердив информацию, что силовики зашли в квартиру под предлогом освобождения заложника, а сам он "около двух часов" пытался убедить сына открыть полицейским двери, но тот не соглашался и ждал некоего человека, который должен был помочь со всем разобраться.
Нет точной информации и об обстоятельствах штурма: по данным отчета полиции, Таушанков открыл огонь по сотрудникам полиции из предмета, похожего на автомат, и выбежал на них с ножом. Отец утверждает, что никакого автомата у его сына не было, а бойцы СОБРа открыли огонь еще до захода в квартиру, стреляя через дверь. Не было у Таушанкова и арбалета, который якобы находился при погибшем в сумке вместе с несколькими ножами. При этом в "федеральном" пресс-релизе Росгвардии говорится, что у Таушанкова был предмет, внешне похожий на автоматическое оружие, а в отчете полиции упоминается автомат Калашникова.
Мать погибшего вообще утверждает, что штурма можно было избежать. По ее словам, она предложила вернуться домой и забрать свои ключи от квартиры сына, которыми можно было бы ее открыть. Однако силовики не стали дожидаться женщины и начали ломать дверь, а потом, забрав привезенные ключи, оттеснили ее в сторону и открыли дверь, начав штурм. А после штурма оставили труп погибшего лежать в квартире.
Теперь правомерность действий сотрудников полиции и бойцов СОБРа проверят местный следственный отдел и прокуратура. В силовых структурах уверяют, что спецназ, открыв огонь по подозреваемому, действовал строго в рамках своих полномочий, однако, как свидетельствует практика, подозреваемого можно было взять живым.
1 июня родителей Таушанкова-младшего вызвали в полицию, сообщив, что в отношении их сына возбуждено и расследуется уголовное дело по части 2 статьи 162 УК РФ ("Разбой") и статье 318 УК РФ ("Применение насилия в отношении представителей органов власти"). "Они еще хотели от нас подпись на согласие о проведении обысков, но мы не дали", - отметила мать погибшего. При этом квартира, где произошло убийство, до сих пор не опечатана. Сами же родители требуют строго наказать участников штурма, но не верят в серьезную реакцию со стороны российского общества. История семьи между тем стала одной из самых обсуждаемых тем в Twitter под хэштегом #RussianLivesMatter, по аналогии с лозунгом нынешнего протестного движения в США.
1. Что на самом деле произошло 31 мая вечером в магазине "Лео"?
2. Что случилось во время погони за Таушанковым и кто за ним гнался?
3. Находился ли погибший Таушанков в неадекватном состоянии и употреблял ли наркотики?
4. Был ли заложник?
5. Чем был вооружен во время штурма квартиры погибший и открывал ли он огонь?
6. Можно ли было избежать убийства подозреваемого?