Действующим председателем Мосгорсуда является Ольга Егорова, которая работает там с 1988 года. С 1999-го по 2000 год она исполняла обязанности председателя суда, затем президент РФ Владимир Путин официально утвердил ее на этом посту. В 2004-м и 2014 годам Егорова переназначалась на должность председателя, причем в 2014-м оказалась единственным претендентом на пост.
Тот раз она по неизвестным причинам отказалась претендовать на четвертый срок, но источник "Ведомостей" в судейском сообществе не исключил, что во время повторного конкурса Егорова все же подаст документы.
С декабря 2019 года Второй кассационный суд дважды выносил частные определения Егоровой из-за допущенных Мосгорсудом нарушений. Первое определение касалось бесконтрольного продления содержания людей под стражей, во втором кассационный суд указал Егоровой на "искажение самой сути правосудия и смысла судебного решения как акта правосудия".
Председатель Мосгорсуда пожаловалась в Верховный суд, однако ВС усомнился в ее профессиональной квалификации. Инстанция решила, что Мосгорсуд систематически нарушает требования Уголовно-процессуального кодекса из-за недостаточного уровня организации своей работы. Из 72 судей, включенных в план повышения квалификации Мосгорсуда, 19 судей, включая Егорову, не проходили курсы повышения квалификации.
Отсутствие кандидатов на пост главы Мосгорсуда означает, что эта должность политическая, считает управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай, мнение которого приводит "Сноб". Он отметил, что на судейские должности такого уровня никто не подает заявлений просто так, а не санкционированная сверху попытка привлечет к претенденту внимание и может стоить судье карьеры.
Обозреватель "Новой газеты", член Совета по правам человека Леонид Никитинский пишет в своей колонке, что Егорова, по слухам, не против снова возглавить Мосгорсуд, но после получения "внятных сигналов" не решается претендовать на должность.
"Опытная аппаратная чиновница (а не только судья), Егорова, видимо, утрясала какие-то вопросы за пределами судебной системы. А пока она их не решила, так или иначе (этого мы пока знать не можем) для любого другого подавать на конкурс "поперек батьки" тоже было вроде самоубийства", - пишет Никитинский.
Кадровые решения в российской судебной системе принимаются непрозрачно, считает член СПЧ. А шансы Егоровой "сейчас зависят от того, в какую сторону повернется рост активности "силовиков", чьим послушным орудием по делам с политической подоплекой" она была до недавних пор, пишет Никитинский.
"Терять такую проверенную фигуру, особенно в преддверии "общероссийского голосования по поправкам к Конституции", в ходе которого возможны фальсификации, часто влекущие за собой, как показывает практика, массовые протесты, и особенно в столицах, в логике Кремля, конечно, рискованно", - заключает колумнист.