В "Бутырке", в частности, открылась психиатрическая клиника на 275 коек. Помимо лечения буйных и обследования маньяков, здесь будут готовить тюремных психологов, которых "на зоне" катастрофически не хватает. "Из 820 тысяч осужденных почти 270 тысяч нуждаются в психиатрической помощи", - сообщили в ГУИНе.
Реконструкция "Бутырки" ведется с 2001 года. О ветхости и ненадежности стен старейшего в России следственного изолятора говорилось давно. В последние годы побеги приобрели здесь массовый характер. Достаточно вспомнить дерзкий побег через водопроводный коллектор, который совершили четверо убийц-рецидивистов.
"На сегодня все пути, которые вели к побегу, перекрыты, - заверил начальник Управления исполнения наказаний по Москве генерал Виктор Злодеев. - Мы их изучили и знаем".
К борьбе с побегами в "Бутырке" подошли серьезно. Разделили территорию на секторы и за каждым закрепили сотрудника. Тот должен был досконально проверить свой участок, нет ли где путей на волю. Сыграли роль в сборе информации о путях возможных побегов и оперативные разработки.
В результате этой работы родился целый "Атлас Бутырки". Места возможных побегов помечали красным карандашом. А потом на оперативном совещании принимали конкретные решения по каждой "красной метке" - где-то поставили специальное оборудование, усилили ограждения, где-то установили инженерно-технические средства охраны, сигнализацию, видеонаблюдение.
"Но мы и сегодня продолжаем заниматься изучением мест возможных побегов, - говорит Виктор Злодеев. - Они (подследственные) ведь 24 часа в сутки об этом думают".
Но далеко не всегда побеги бывают продуманными и подготовленными. Иногда их совершают, повинуясь минутному порыву.
"Вот вам придет в голову здесь бежать? - начальник столичных тюрем указал на свежепобеленную сторожевую вышку, венчающую 3-метровую внешнюю стену, поверх которой, сверкая на солнце, спиралью вьется новенькая колючая проволока. Такая же стена, только чуть пониже, но тоже с проволокой тянется параллельно внешней изнутри. - А в прошлом году здесь психбольной напрямую побежал на ограждение. Было применено оружие. Беглецу повезло - автоматная очередь не задела жизненно важных органов, и он остался жив. После этого там и поставили дополнительные датчики обнаружения и колючую проволоку, установили постоянный круглосуточный пост".
Однако, несмотря на усиленную охрану, время от времени кто-то из узников проверяет "Бутырку" на надежность. Например, совсем недавно, в ночь на 30 мая, один из подследственных, бывший альпинист, пытался выбраться на волю по веревке. С крыши он закинул ее на дерево, которое растет за непреодолимым забором. А потом на руках, вися над тюремным двором, двинулся в воздушное путешествие к свободе. Однако то ли ветки, прогибаясь под тяжестью беглеца, слишком сильно стучали по колючей проволоке, то ли другие датчики вовремя сработали, но уйти альпинисту не удалось. Теперь разбираются, откуда у него веревка.
Мощные стены и замурованные подземные ходы - это не единственные объекты бутырского строительства. Полным ходом идет перестройка камер.
"У нас примерно половина камер переоборудованы в соответствии с европейскими требованиями, - сказал заместитель начальника "Бутырки" по лечебно-профилактической работе Дмитрий Кратов. - На каждого человека приходится не менее 4 квадратных метров, на больного - 5. Переоборудовали туалеты - они устанавливаются в отгороженном отсеке с отдельной дверью. Есть и душевые с горячей и холодной водой - они тоже устанавливаются в отдельном отсеке с дверью. Шкафчики для каждого человека, подставки для телевизора. Таких камер все больше, и дело идет к тому, что других здесь и не будет".
Что касается элитной камеры, где сидел Владимир Гусинский, то ее реконструкция коснулась в первую очередь. Теперь там комната для видеоконференций - именно из этой комнаты происходит телемост, в котором участвуют заключенный и судебная коллегия кассационного суда.
С 2001 года в капитальный ремонт "Бутырки" вложено около 200 млн рублей. До конца года его планируется полностью завершить, на это потребуется еще 50-60 млн. Финансируется строительство примерно в равных долях из федерального и московского бюджетов.
Возводить тюремные стены среди строителей считается выгодным заказом. В этом году, например, в тендере на ремонтные работы в "Матросской тишине" участвовало 16 строительных фирм. А к тендеру, который проводится сейчас в СИЗО N3, интерес проявили 12 организаций.
Вообще столичные СИЗО охватил строительный бум. Например, сегодня в СИЗО N4, которое в Медведкове, сдаются сборное отделение (где вновь прибывших зеков держат несколько часов, пока не решат, в какую камеру направлять) и медицинские объекты - всего на 25 млн рублей. Кроме того, там готовится строительство нового режимного корпуса на 1218 мест.
"В течение 2-3 лет такие шаги позволят привести численность спецконтингента близко к лимиту содержания, - сказал Виктор Злодеев. - Сейчас лимит составляет 10 тысяч человек, а реально содержится в СИЗО 13,7 тысячи. Вот если бы в дополнение к 6 действующим изоляторам построить еще один, тогда проблема будет решена".
Но вряд ли стоит ожидать такого решения - денег в бюджете не хватает. А частные структуры, куда обращается руководство ГУИНа, денег на СИЗО не выделяют. Даже те, руководители которых имеют к местам лишения свободы самое непосредственное отношение, отмечают "Известия".