Николас Бернс отметил, что находит все новые ограничения, в том числе запрет на любые комментарии наблюдателей до окончания результатов голосования, "весьма негативными". Впрочем, понадеялся он, США и Россия по этому вопросу достигнут компромисса. Однако проблема будет обсуждаться на совете министров иностранных дел ОБСЕ 29-30 ноября в Мадриде. Бернс сказал, что не поддержит там Россию и, скорее всего, такую же позицию займут большинство других стран.
Отповедь МИДа последовала в пятницу вечером. Она начинается с двух грубых опечаток. Во-первых, аббревиатура БДИПЧ представлена как "БДИГПЧ", а во-вторых, главу ОБСЕ в документе неоднократно назвали "П. Перрен де Бришамбо", хотя его имя - Марк.
В гневном дипломатическом послании заявления Бернса называют "бестактными". По версии российских чиновников, они не имеют под собой никаких оснований и говорят лишь "об аллергии определенных кругов на Западе в связи с суверенным характером российской демократической системы, развивающейся не по сценариям, написанным за океаном, а по внутренним законам, соответствующим свободному выбору".
Как говорится в заявлении МИДа, Россия строго соблюдает все международные обязательства, взятые на себя в электоральной сфере: всеобщее и равное избирательное право, обеспечение тайного голосования, разумная периодичность выборов, их состязательный характер.
Что же касается "вопроса о модальностях наблюдения за выборами", то они, как сказано в заявлении, прописаны во внутреннем регламенте Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), который не имеет статуса международного договора и поэтому не создает для стран-членов ОБСЕ никаких юридических обязательств.
Таким образом, сами страны-члены ОБСЕ имеют полное право по собственному усмотрению определять число приглашенных наблюдателей и сроки их пребывания.
Дальнейший текст приводим без купюр.
"Казалось бы, если господин Н.Бернс так радеет за российскую демократию, почему бы Соединенным Штатам не поддержать нашу инициативу? Увы! Ведь тогда и самим Соединенным Штатам пришлось бы придерживаться общих согласованных электоральных стандартов.
На самом деле, Соединенные Штаты до сих пор, в отличие от России, не привели свое национальное законодательство в соответствие с требованиями нормативных документов ОБСЕ. Американцы ограничивают число наблюдателей ОБСЕ, предлагая БДИПЧ самому уговаривать руководство штатов и отдельных графств принять свои миссии. Так, на президентские и парламентские выборы в ноябре 2004 г. США пригласили 92 представителя ОБСЕ, которые смогли охватить лишь столицу и 12 штатов. На ноябрьские (2006 г.) промежуточные выборы в Конгресс допустили лишь 18 международных наблюдателей, осуществлявших мониторинг в 14 штатах.
Немало изъянов у американцев и со списками избирателей из-за отсутствия обязательной регистрации по месту жительства. Выдаваемые "условные бюллетени" признаны наблюдателями ОБСЕ крайне неэффективной формой волеизлияния. В день голосования на президентских выборах 2004 г. ими вынуждены были довольствоваться 1,9 млн. чел., т.е. 2,56% от пришедших на избирательные участки, причем голоса более трети из них так и не засчитали под разными предлогами.
Есть нарекания и по части содержания бюллетеней для голосования: во многих штатах на одном и том же бланке, помимо имен соискателей на пост Президента США, фигурируют и многочисленные кандидаты на различные должности в местных органах власти. Наконец, организация выборов и подсчет голосов проводятся под контролем госсекретарей штатов, т.е. политических назначенцев губернаторов, формирующих свои команды по партийному принципу.
Словом, с точки зрения норм и стандартов ОБСЕ американская демократия далека от совершенства, Попытки же администрации США обвинять нас в несоблюдении произвольно наработанных БДИПЧ критериев по части мониторинга - не более чем попытка использовать всякую подвернувшуюся возможность оспорить факт демократичности России, создать "нужный" политический фон для продвижения собственных внешнеполитических целей.
Таким образом, фактически МИД оставил за рамками комментариев суть претензий США. Зато переключился на критику западной электоральной системы.
Что не понимают на Западе
Напомним, помимо ограничения количества наблюдателей российский Центризбирком пересмотрел и некоторые другие условия в их работе. В частности, им можно будет отказать в аккредитации, - например, если уставные цели делегирующей организации "создают угрозу суверенитету, безопасности, национальному единству и национальным интересам" страны. На прошлых выборах ЦИК мог отозвать аккредитацию за нарушения, но не фильтровать наблюдателей на входе. Теперь их обязали помимо прочего "воздерживаться от любых комментариев и оценок до окончания времени голосования".
Таким образом, условия работы иностранцев ужесточены, а круг организаций сужен до межправительственных и государственных. Общее число приглашенных составит 300-400 человек (на прошлых выборах было 1128).