"Экипажем пограничного сторожевого корабля "Нева" при патрулировании Западно-Камчатской подзоны Охотского моря было обнаружено рыболовное судно, не отвечавшее на радиозапросы. На требование остановиться судно увеличило ход и попыталось скрыться. В ходе преследования наблюдался сброс с борта судна-нарушителя коробок и элементов промыслового оборудования", - цитирует сообщение пограничников "Камчатка-Информ".
Как утверждается, попытки привлечь внимание нарушителей по радиосвязи, с помощью световых и звуковых сигналов оказались безрезультатными. Краболов лег в дрейв только после того, как пограничники открыли предупредительную стрельбу из бортового оружия.
"В результате проведенных контрольно-проверочных мероприятий выяснилось, что нарушитель - судно "Волк Арктики", порт приписки Петропавловск-Камчатский, оборудовано для промысла краба и изготовления крабовой продукции. На борту обнаружены фрагменты краба, а также нажива, упаковочная тара, соль и части крабовых ловушек. Промысловая документация велась с грубыми нарушениями. При проверке оказалось, что один из 27 членов экипажа находится в федеральном розыске, а еще один на борту отсутствует. Со слов капитана, он пропал без вести еще 20 февраля", - пояснили в погрануправлении.
В отношении капитана "Волка Арктики" возбуждено административное производство. Судовая и промысловая документация изъята, судно конвоируют в Петропавловск-Камчатский для проведения разбирательства.
Отметим, согласно данным сайта Fleetphoto, промысловое судно, о котором идет речь, было построено в 1982 году на верфи датского города Фредериксхавн и в настоящее время эксплуатируется ООО "Рыблоловецкая артель "Вилючинск". До 2013 года краболов был приписан к порту Мурманск и принадлежал ООО "Димас". В этот период промысловик несколько раз попадал в черные списки рыболовных компаний в связи с невыплатой зарплат.
В конце 2013 года "Волк Арктики" попал в поле зрения журналиста-расследователя Кирилла Маренина, который на своем сайте писал о браконьерстве под видом "двойного" промысла. Журналист условно разделил браконьеров на "черных", которые идут в море безо всяких разрешений, под иностранным флагом, и воруют откровенно, и "серых" - тех, кто работает под видом промысла других биоресурсов, например, трески.
По данным Материна, в сентябре 2013 года "Волк Арктики" вместе с несколькими другими судами проделал неблизкий путь и достиг районов скопления камчатского краба, где дрейфовал в ожидании получения разрешения на промысловую деятельность. При этом на борту судна имелась неразделанная мороженая сельдь, которую обычно используют как наживу для краба. Журналист сомневался в достоверности отчетов промысловиков.
"Волк Арктики" пока не приобрел широкой известности на Дальнем Востоке, но лиха беда начало. До прошлого года это судно работало в Северном бассейне, было собственностью ООО "Димас" из Архангельска (нынешний хозяин - ООО "Рыбартель "Вилючинск"). Летом 2012-го оказалось в Пусане, оттуда совершило переход в Петропавловск, а из Петропавловска - в Западно-Камчатскую подзону, практически в тот же район, что и в 2013-м. Тогда "Волк Арктики" пробыл на промысле до середины октября, сообщая, что ведет вылов трески на глубинах более 200 метров (суточный вылов, который был указан в отчетах, вряд ли мог обеспечить рентабельный промысел). При этом координаты позиционирования процентов на 50 соответствовали глубинам 100 и менее метров: там как раз относительно мелководный участок, за 12-мильной зоной, в координатах, где много краба", - говорилось в статье.
В феврале 2015 года "Российская газета" со ссылкой на ученых-океанографов сообщила о росте численности камчатского краба в российских водах. Общедопустимый объем вылова камчатского краба и краба-стригуна был определен в объеме около восьми тысяч тонн.
Однако мораторий на добычу краба в 12-мильной прибрежной зоне в 2015 году вновь был продлен. И именно с этим решением наблюдатели связывают скудность ассортимента в отечественных магазинах и бедственное положение легальных промысловиков. По данным издания, около двух третей добытого краба отправляется на экспорт.