От уточнил, что его клиенты настаивают на возбуждении дела "по фактам сокрытия информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ч. 2 ст. 237), причинения смерти по неосторожности (ч.3 ст.109), причинение тяжкого или среднего вреда здоровью по неосторожности (ч.2 ст.118), халатности должностных лиц, которые отвечали за организацию первой помощи пострадавшим, их транспортировку в стационары, а также за общую координацию действий по спасению людей (ч.3 ст.293) УК РФ", передает .
Напомним, 21 июня 2012 года вступило в силу решение Европейского суда по правам человека о взыскании компенсации в пользу пострадавших от теракта в ТЦ на Дубровке. В тот же день Трунов объявил, что теперь российские власти должны провести расследование обстоятельств смерти всех погибших в ТЦ на Дубровке.
Заявителями по иску в ЕСПЧ выступали 64 человека. Это бывшие заложники и родственники погибших во время операции по освобождению. Евросуд 20 декабря 2011 года практически полностью удовлетворил их иски.
Тогда с решением суда не согласились ни истцы, ни ответчик. Власти РФ и адвокаты пострадавших от теракта обжаловали судебное решение в Большой палате ЕСПЧ. Власти РФ настаивали, что, проводя спецоперацию, не нарушали права заложников на жизнь, а действовали в состоянии крайней необходимости, что гибель людей в тех условиях была неизбежна, а действия властей минимизировали жертвы. Адвокаты пострадавших хотели, чтобы ЕСПЧ обязал РФ выплатить пострадавшим не только компенсацию за нарушение права на жизнь, но и компенсацию за нанесенный действиями властей моральный вред.
4 июня ЕСПЧ отказал в удовлетворении обеих жалоб. Компенсацию пострадавшим нанесенного морального вреда суд увязал с окончанием расследования действий должностных лиц, участвовавших в операции по освобождению и спасению заложников, и установлением конкретных виновных в нанесении этого вреда. Властям РФ в удовлетворении их жалобы было отказано полностью. Тем самым решение ЕСПЧ по коллективной жалобе пострадавших от теракта вступило в законную силу и должно быть исполнено.
"Жертвам трагедии не была оказана адекватная медицинская помощь после применения ФСБ неизвестного газа, в результате чего погибли не только террористы, но и большое число заложников. Кроме того, отсутствовало эффективное расследование инцидента, - посчитали в Страсбурге. - Тем самым, российские власти нарушили основополагающие положения Европейской конвенции по правам человека".
Евросуд обязал российские власти выплатить пострадавшим в общей сложности почти 1 млн 300 тыс. евро в течение 3 лет с момента вынесения окончательного решения. При этом Страсбургский суд не настаивает на расследовании террористического акта как такового: ЕСПЧ считает, что необходимо расследовать именно халатность при проведении спецоперации.
"ФСБ России так и не раскрыло формулу газа (применявшегося при нейтрализации боевиков), в том числе и национальным органам следствия. Также не было установлено, сколько врачей было на дежурстве в день штурма в каждой больнице, принимавшей участие в спасательной операции; какого рода предварительный инструктаж был проведен с работниками службы скорой помощи и водителями городских автобусов по вопросу о том, куда надлежит перевозить потерпевших. Следствие не установило личность всех должностных лиц, координировавших действия врачей, спасателей и военнослужащих на месте происшествия, а также не было установлено, почему массовая эвакуация заложников началась лишь спустя два часа после начала штурма", - рассказал ранее адвокат Трунов.
Захват и штурм
23 октября 2002 года в ТЦ на Дубровке террористы во время мюзикла "Норд-Ост" взяли в заложники 912 человек и удерживали их на протяжении трех дней. Утром 26 октября спецназ пошел на штурм здания. В результате спецоперации все террористы, по официальным данным, были уничтожены.
Погибли также 130 заложников, в том числе 10 детей. Большинство из них скончалось уже после штурма, что послужило поводом для обвинения властей в том, что газ, применявшийся в ходе спецоперации, был вреден для людей. Формула газа до сих пор засекречена. Но пережившие теракт и штурм люди жалуются на поразившие их после хронические болезни. По их словам, у бывших заложников нарушилось кровообращение и функции дыхания, 12 человек полностью оглохли, у многих сильно упало зрение, некоторые потеряли память.
Бывшие заложники и члены их семей до сих пор считают, что штурм был необоснован, можно было избежать такого количества жертв, если бы была продумана грамотная эвакуация и медицинская помощь заложникам. "Когда после штурма в Театральный центр вошли спецслужбы и медики, то они увидели полный зал покойников. Люди сидели-лежали без сознания, все были синего цвета. Врачи пребывали в растерянности. Ведь их предупредили, что на Дубровке будут раненые с минновзрывными травмами, ампутациями, огнестрельными ранениями. Про газ им не сказали ни слова", - рассказывал год назад Сергей Карпов, потерявший во время теракта сына Александра.
В результате врачи вынуждены были сами на глаз определять вид газа и колоть предполагаемый антидот. Например, кололи налоксон, в суматохе некоторые заложники получили две-три дозы, а кто-то ни одной. Препарат оказался очень страшным - лишний укол мог привести к остановке сердца.
Кроме того, не была организована должным образом транспортировка заложников. Живых и мертвых людей складывали штабелями на асфальт перед зданием театрального центра, потом всех грузили в автобусы и "рафики". У многих пострадавших в результате газовой атаки начались рвотные позывы, но людей все равно укладывали на спину и сажали в автобусы с запрокинутой назад головой. В итоге люди захлебывались рвотными массами и умирали.
По данным материалов следствия, проведенного родными заложников, 58 человек скончались в автобусах и больницах. По словам Сергея Карпова, у 60% погибших в экспертизе написано, что следов оказания медицинской помощи не обнаружено. У многих были ободраны шея, руки, так как их к автобусам, по всей видимости, просто волочили по асфальту.
Инициативная группа пострадавших изучила результаты медицинской экспертизы, исследовавшей причины смерти людей. По документам получается, что в театральном центре на Дубровке собрались одни инвалиды и тяжело больные люди: у всех погибших заложников врачи обнаружили серьезные проблемы с почками, печенью, сердцем. Об отравлении газом ни в одной экспертизе ничего не сказано.