В качестве свидетеля со стороны защиты адвокаты фигурантов вызвали оппозиционеров Алексея Навального и Илью Яшина. Навальный первым выступил в суде и заявил, что никаких призывов к беспорядкам на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года не было, давку спровоцировали силовики, а все фигуранты "болотного дела" - случайные люди, которых полицейские выхватили из толпы.
"Полиция сделала шаг вперед, и люди в колонне оказались сдавлены. Давку спровоцировала полиция. Оцепление разорвалось, оно не могло не разорваться, потому что там стояли 20-летние парни. Люди стали более-менее свободно передвигаться. Я шел к сцене и обнаружил еще одно оцепление внутренних войск. На подходе к сцене я был задержан", - цитирует РАПСИ экс-кандидата в мэры Москвы.
Навальный также утверждает, что оцепление было выстроено не в соответствии с той схемой, которая была запланирована и с которой все были ознакомлены. "Невозможно было развернуться назад или повернуть в сторону", - отметил свидетель. По его словам, он не видел, чтобы люди на площади применяли силу в отношении правоохранителей.
Также Навальный сообщил суду, что стражи порядка изменили и маршрут шествия оппозиции, ранее согласованный с московской мэрией, передает ИТАР-ТАСС. "Мы четко представляли то мероприятие, которое мы запланировали. Все понимали, куда и зачем идем, сценарий всем был достаточно известен. Мы шли и увидели, что схема движения принципиально изменена, она отличалась от схемы, которая была согласована с мэрией", - рассказал Навальный, который был одним из участников оргкомитета протестной акции и в тот день шел во главе колонны в сторону Болотной.
При этом Навальный заявил суду: "Все те, кто сейчас обвиняются по этому делу, - это случайным образом задержанные люди. Полиция выхватывала из колонны тех, кто стоял в первых рядах". Также он отметил, что в ходе акции на Болотной не видел у полицейских жетонов, и никто из них не представлялся в процессе задержания людей. "Словесные требования не предъявлялись, было только вроде: "Вот этого взять", - сообщил свидетель.
Другим свидетелем защиты, выступившим на процессе в понедельник, был оппозиционер Сергей Давидис, юрист правозащитного центра "Мемориал", который был заявителем шествия и митинга 6 мая 2012 года. "Ни одного факта насилия людей в отношении правоохранительных органов я не видел. Видел мать, которая цеплялась за сына, которого хотели увезти, видел, как тащили людей по земле. Насилие со стороны полиции повсюду видел", - цитирует его РАПСИ.
Защита фигурантов резонансного дела надеется доказать, что признаков массовых беспорядков на Болотной площади, которые инкриминируют подсудимым, в действительности не было, пишет газета "Коммерсант". По сведениям издания, обвиняемых по статье о насилии к полицейским будут защищать в зависимости от того, что инкриминируют каждому человеку.
Участие в массовых беспорядках по ч.2 ст.212 УК РФ и применение насилия к представителю власти по ч.1 ст.318 УК РФ инкриминируют Андрею Барабанову, Степану Зимину, Александре Духаниной, Алексею Полиховичу, Ярославу Белоусову, Артему Савелову, Сергею Кривову и Денису Луцкевичу. Активист движения "Левый фронт" Владимир Акименков, представитель комитета "За гражданские права" Николай Кавказский и внештатный корреспондент газеты "Вятский наблюдатель" Леонид Ковязин обвиняются только по ч.2 ст.212 УК РФ. Марии Бароновой предъявлено обвинение в активном неподчинении законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам по ч.3 ст.212 УК РФ.
До сих пор на протяжении пяти месяцев, прошедших с начала процесса, свои доказательства представляла сторона обвинения, которая доказывала, что на Болотной площади произошли массовые беспорядки, а подсудимые избивали полицейских. По данным следствия, от действий фигурантов "болотного дела" пострадали 82 полицейских. Кроме того, городу и полиции был нанесен ущерб в размере более 29 млн рублей, доказывало обвинение.
Суд выслушал показания стражей порядка, ставших участниками событий на Болотной, однако многие из них так и не смогли ответить на вопросы защиты о том, что происходило 6 мая на площади.
При этом один из ключевых свидетелей - начальник центра специального назначения (ЦСН) ГУ МВД по Москве Дмитрий Дейниченко, занимавший в мае 2012 года должность главы управления по обеспечению общественной безопасности, заявил, что погромов и поджогов на митинге не было, а организаторы акции знали о том, что сквер на Болотной площади будет закрыт. Именно Дейниченко 6 мая прошлого года подписал рапорт по итогам "Марша миллионов", в котором констатировал, что "задачи по обеспечению общественного порядка и безопасности выполнены в полном объеме, чрезвычайных происшествий не допущено".
На суде Дейниченко также рассказал, что видел собственными глазами, как протестующие избивали правоохранителей, пытались сорвать каски и жилеты, бросали в них бутылки с зажигательной смесью и куски асфальта.
Согласованные с властями шествие по Якиманке и митинг на Болотной площади в мае 2012 года вылились в столкновения с полицией. Пострадали десятки человек, более 400 демонстрантов были задержаны.