Адвокат Трунов заявил, что уже 20 лет МАК, являясь международной общественной организацией, в России стал "министерством воздушного транспорта, соединенным со следственным комитетом", в его помещениях нельзя проводить следственные действия, а руководители МАК и члены их семей пожизненно обладают иммунитетом от судебного преследования, передает РБК. Комитет также освобожден от уплаты налогов и сборов, хотя ведет активную коммерческую деятельность. А заключения МАК по результатам расследования авиакатастроф являются преюдициальными, то есть обязательны для суда и следствия и не требуют доказательств.
К примеру, последние утверждения МАК, что причиной крушения Як-42 стали "ошибочные действия экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей перед подъемом носового колеса при неправильном положении ног на педалях в процессе взлета", не соответствуют действительности, так как параметры работы тормозной системы Як-42Д в "черных ящиках" не прописываются, говорится в материалах этого дела на сайте адвоката Трунова. Однако данное заключение МАК рассматривается как окончательное.
Еще более вызывающим адвокат называет тот факт, что глава МАК Татьяна Анодина аффилирована в авиабизнесе: владеет 3% акций компании "Трансаэро", а также состоит в родстве с ее главе Ольгой Плешаковой, передает его слова "Росбалт". "Получается, что и глава "Трансаэро" не может быть привлечена к ответственности перед МАК", - отмечает Трунов.
"Какое уж тут объективное расследование, если должны вести расследование против собственной компании, и при этом ее руководство и руководство МАК обладает иммунитетом от судебного преследования и дипломатической неприкосновенностью?!", - заявил юрист, подчеркнув, что цель поданного иска - лишить МАК неоправданных привилегий и преференций, в том числе, ведущих к конфликту интересов внутри ведомства, а также дающих возможность предоставлять преимущества тем или иным авиакомпаниям.
Как утверждает Трунов, все полномочия и привилегии были даны МАК правительством РФ вопреки нормам, изложенным в ранее принятых международных соглашениях на уровне СНГ, на основе которых и был создан МАК. При этом в других странах СНГ Межгосударственный авиационный комитет не обладает такими широкими полномочиями.
В случае удовлетворения иска все заключения МАК по результатам авиакатастроф данные за последние 20 лет могут потерять преюдициальную силу, что станет основанием для пересмотра всех уголовных дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
Как утверждается в иске, международное соглашение, на основе которого создан МАК, подписанное главами стран СНГ в декабре 1991 года, должно было быть ратифицировано в форме принятия отдельного федерального закона, которого нет. И почти 10 лет существует незаконный орган, поначалу созданный как временный, исполняющий важнейшие государственные полномочия в области нормирования летной годности воздушных судов, годности к эксплуатации аэродромов, а также расследования авиационных происшествий.