Платон Лебедев обвинил сотрудников Генпрокуратуры в фабрикации дела и нарушении законов
Архив NEWSru.com
Глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев в понедельник направил дополнительную кассационную жалобу на решение Басманного суда о продлении ему срока содержания под стражей до 30 декабря. Лебедев, подробно останавливаясь на нарушениях со стороны следствия и суда, обвинил сотрудников Генпрокуратуры в фабрикации дела и нарушении законов.

Платон Лебедев был арестован 3 июля с санкции Басманного суда. Основанием для возбуждения уголовного дела и задержания Лебедева послужили материалы проверки обращения депутата Госдумы, заместителя председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Юдина.

Генпрокуратура обвиняет главу ЗАО МФО МЕНАТЕП в мошенничестве (ст. 159, ч. 3 УК РФ), причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 164, ч. 3 УК РФ), неисполнении решения суда (ст. 315 УК РФ) и уклонении от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ).

По данным следствия, Лебедев попытался доказать в арбитраже, что аффилированная с МЕНАТЕПом фирма "Волна" выполнила свои инвестиционные обязательства перед предприятием "Апатит", перечислив ему 500 млрд руб., сообщает "КоммерсантЪ".

На самом деле эти деньги находились на счете "Апатита" меньше дня, а потом были отозваны назад "Волной". Но в арбитраж были представлены лишь платежки о перечислении этих средств "Апатиту". Затем 20-процентный пакет акций "Апатита" был врассыпную продан фирмам, аффилированным с МЕНАТЕПом, и когда по решению апелляционной инстанции арбитража их следовало возвратить государству, исполнить это было уже невозможно.

Как уточнил адвокат Платона Лебедева Евгений Бару, после того как 28 октября Басманный суд столицы продлил главе МЕНАТЕПа срок содержания под стражей, его защитники, как и положено, в течение 7 дней после решения суда подали краткую жалобу. На прошлой неделе адвокаты сдали свои замечания на протокол судебного заседания (сам Платон Лебедев пока не ознакомился с протоколом). А вчера Платон Лебедев направил так называемую дополнительную, расширенную кассационную жалобу на решение Басманного суда (дата ее рассмотрения еще не назначена).

В жалобе Лебедева в Мосгорсуд говорится, что его дело "сфабриковано с санкции и под руководством первого заместителя генерального прокурора РФ Бирюкова Ю. С." и в рамках этого дела ему "незаконно предъявлены несостоятельные, юридически ничтожные, сфальсифицированные и клеветнические обвинения и подозрения"; судья Басманного суда Андрей Расновский вынес "заведомо незаконное, необоснованное, несправедливое и юридически ничтожное судебное решение", а весь ход судебного заседания "был многократным повторением спектакля "Басманного правосудия". Судья "проигнорировал принцип гласности и публичности судебного разбирательства", приняв решение о проведении закрытого заседания, и не организовал надлежащее рассмотрение и оценку достоверности "надуманных оснований и якобы доказательств Генпрокуратуры для содержания под стражей".

Напоминая обстоятельства своего ареста, Платон Лебедев пишет, что утверждения в суде представителя обвинения Валерия Лахтина о том, что глава МЕНАТЕПа может скрыться, лживы: "Повестка мне была выписана на 3 июля в качестве свидетеля, а взяли меня 2 июля в качестве подозреваемого, и при этом я лежал и спал на больничной койке и ни от кого не скрывался".

Заявления Валерия Лахтина в суде о том, что до задержания Лебедева в отношении него проводились "оперативные мероприятия", также противоречат действительности, ведь, как утверждает господин Лебедев, в материалах дела нет никаких сведений об обстоятельствах, предшествующих его задержанию и заключению под стражу. А то, что прокурор Лахтин на одном из заседаний в Мосгорсуде по делу Платона Лебедева заявил, что "речь идет об охране коммерческой тайны организации, которую возглавляет Лебедев", возмутило главу МЕНАТЕПа: "Я не давал ему таких полномочий".

Платон Лебедев указывает на то, что суд основывается на документах, "противоречащих здравому смыслу". Например, из постановления от 25 августа 2003 года, подписанного следователем Салаватом Каримовым, следует, что только по одному эпизоду господину Лебедеву инкриминируется более 40 трлн рублей, "что более чем в 150 раз превышает размер годового бюджета РФ". А 283 млн долларов, в которые следователи оценили акции "Апатита", больше чем в 1340 раз превышают стоимость этого пакета акций, установленную в 1994 году российским законодательством и приведенную во всех документах дела. К тому же независимые эксперты, привлеченные к делу, "выдали в итоге заключение о невозможности определения стоимости пакета акций "Апатита".

Платон Лебедев просит привлечь к уголовной ответственности заместителя генпрокурора Юрия Бирюкова, следователя Салавата Каримова, прокурора Валерия Лахтина (последнего, в частности,- за лжесвидетельство в суде и самоуправство). В подписи под жалобой Платон Лебедев указал не "с уважением", а "честь имею". Кстати, по словам Евгения Бару, заявления с просьбой о возбуждении уголовных дел в отношении вышеупомянутых лиц Платон Лебедев не раз подавал в адрес Генпрокуратуры в письменном виде, но ему отвечали, что эти просьбы надуманны, хотя постановлений об отказе в возбуждении уголовных "он так и не получал, поэтому у него нет возможности обжаловать их" (в управлении информации Генпрокуратуры, выслушав претензии Лебедева, комментировать их не стали).

Как сообщил Евгений Бару, Платон Лебедев продолжает изучать свое уголовное дело: "Адвокаты работают каждый по своему графику, я, например, изучил 61 том, другие - по 70-80 томов, сам Платон Лебедев изучил более 30 томов дела" (всего их 146). А в субботу Платон Лебедев отметил в СИЗО "Лефортово" свой день рождения. Правда, по словам Евгения Бару, этот день прошел для его подзащитного как обычно: никаких тортов или других изысков Платон Лебедев себе не заказывал, а многочисленные поздравления от юридических и физических лиц, поступившие на адрес СИЗО, ему еще не передали. Зато с понедельника Лебедеву начали наконец доставлять прессу.

Аналогичные обвинения в адрес Генпрокуратуры выдвинула судья Мосгорсуда

"Генеральная прокуратура России, нарушая закон, оказывает беспрецедентное давление на судей в ходе рассмотрения в Мосгорсуде целого ряда уголовных дел", - заявила 30 ноября действующий судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина.

По ее словам, "зачастую прокуроры направляют все свои действия исключительно на срыв процессов". В качестве одного из примеров Кудешкина привела недавнее рассмотрение в Мосгорсуде дела следователя СК МВД России по особо важным делам Павла Зайцева (он обвинялся в злоупотреблениях при расследовании дела о мебельных центрах "Три кита" и "Гранд"), которое рассматривал суд под ее председательством.

"Действуя по указанию первого заместителя Генерального прокурора Юрия Бирюкова, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова неоднократно требовала от меня вынести обвинительный приговор. После того как я отказалась это сделать, дело было передано другому судье, который в итоге вынес тот приговор, который был нужен Генпрокуратуре", - сказала Кудешкина.

По ее словам, подобные случаи в Москве не так уж редки. "Управляемое правосудие ведет к произволу, к превращению суда в инструмент сведения политических, коммерческих или просто личных счетов", - заметила судья.