"В ходе служебного расследования, которое провела администрация Кемеровской области с привлечением ведущих ученых и крупных специалистов-практиков угольной отрасли, высказаны версии о том, что трагедия могла произойти из-за того, что изначально проектным институтом Кузбассгипрошахт были приняты неправильные проектные инженерные решения по вскрытию и подготовке лавы, где потом произошла авария", - сообщает в понедельник пресс-служба областной администрации.
"Проектировщики занизили газовыделение угольного пласта, а халатное отношение к своей работе не позволило экспертным организациям, которые проводили проверку проекта, своевременно выявить эту ошибку", - поясняет пресс-служба.
Кроме того, по ее данным, "самое эффективное в мире оборудование автоматической газовой защиты английского производства было умышленно заблокировано, это привело к повышению концентрации метана и последовавшему взрыву".
"Блокировку уникальной газозащитной системы рядовые шахтеры "Ульяновской" сделать не могли. Это могли сделать только высококвалифицированные специалисты шахты или компании-владельца "Южкузбассуголь", имеющие доступ в эту систему", - говорится в пресс-релизе.
Между тем, некоторые эксперты не исключают того, что суперсовременную газозащитную систему на шахте "Ульяновская" мог вывести из строя кто-то из простых рабочих. "Проделки с датчиками, которые показывают концентрацию метана в шахте, известны еще с давних времен. Самая простая из них - при скачке метана поднести датчик к вентиляционной установке, тогда диспетчер не дисплее не увидит реальной картины по загазованности в выработке", - сообщили в кемеровском Институте угля и углехимиии СО РАН. При этом, по данной версии, "скрыть реальную обстановку по уровню газа в шахте выгодно простым работягам, а не кому-то из ИТР".
"Эту тему уже озвучивал и губернатор - тарифная часть зарплаты у шахтера настолько мала, что - если не будет выработки, то он получит всего пять-семь тысяч рублей. Поэтому ему просто невыгодно простаивать из-за метана - не добудет угля - не будет и зарплаты", - подчеркнул представитель института. Он предположил, что на "Ульяновской" "могло произойти нечто подобное".
В компании "Южкузбассуголь" от комментариев по этому поводу отказались.
В результате крупнейшей за последние 60 лет аварии в Кузбассе 19 марта погибли 108 человек, 103 из них уже опознаны. Процедура идентификации продолжится после обнаружения двух пропавших без вести шахтеров, чтобы исключить возможность ошибки.