Этот вопрос он поднял в преддверии процедуры утверждения главы Севастополя депутатами городского Заксобрания, назначенной на 9 октября. Сперва вице-спикер Заксобрания Александр Кулагин заявил, что в апреле, после вхождения в состав РФ, разработчики устава города "очень спешили", а теперь "некоторые позиции устава нуждаются в доработке и изменениях, они назрели", поэтому решено создать комиссию, которая не позже 1 декабря предложит изменения в устав. А следом Чалый заявил, что изменения должны коснуться порядка избрания главы города. По его словам, выбирать губернатора "надо на прямых выборах, это то, чего хотят севастопольцы", пишет издание.
Глава фракции "Единой России" в городском парламенте, получившей 22 из 24 мандатов по итогам сентябрьских выборов, Вячеслав Аксенов тоже поддерживает прямые выборы. "Мы уже входим в российское правовое поле и можем изменить правила выбора губернатора, чтобы дать жителям города такую возможность", - заявил он изданию.
Врио губернатора Севастополя Сергей Меняйло, у которого с Чалым в ходе кампании по выборам депутатов городского парламента возник серьезный конфликт, выведенный из публичной плоскости после прямого вмешательства Москвы, тоже говорит, что не против прямых выборов. "Я и сам внес подобный проект изменений в устав для рассмотрения законодательным собранием", - сообщил он газете, хотя действующий устав города запрещает его временному руководителю вносить поправки в основной документ региона, отмечается в статье. В то же время Меняйло считает, что прямые выборы главы Севастополя должны пройти через пять лет - синхронно со следующими выборами в Заксобрание.
Неназванный источник "Коммерсанта" в администрации президента РФ сказал, что "решение этого вопроса находится в ведении субъекта РФ", и "любые инициативы могут рассматриваться в рамках полномочий субъектов".
В свою очередь спикер Госсовета Крыма Владимир Константинов назвал "совершенно глупой" идею введения прямых выборов в Крыму и Севастополе: "У нас подобный опыт уже был - мы получили расцвет коррупции, убийства мэров, переделы собственности и узурпацию власти в одной руке. После того как человека избирают на всенародных выборах, его же потом нереально снять".
Чалый vs Меняйло
Чалый, руководивший разработкой городского устава, еще в апреле говорил, что город "на протяжении многих лет был лишен возможности прямых выборов высшего должностного лица", и он считает "правильным" такую возможность вернуть, напоминает газета.
По итогам выборов 14 сентября Чалый получил возможность контролировать 16 из 24 мандатов в Заксобрании Севастополя. Эксперты сразу предрекли новый виток конфликта между исполнительной и законодательной властью и предположили, что Чалый попытается у заблокировать в октябре избрание губернатором своего преемника на этом посту - Меняйло, которого Кремль вроде был хочет сохранить во главе города.
Чалый в свое время лично рекомендовал Владимиру Путину кандидатуру Меняйло. Однако затем ситуация начала меняться. В августе Чалый выступил с видеообращением, в котором попросил прощения за то, что подвел жителей Севастополя, отказавшись от поста губернатора, в результате чего к власти в городе, как он выразился, пришли "люди, обладающие редким сочетанием двух качеств: некомпетентности и чванства".
Тогда политологи предположили, что на демарш бывшего "народного губернатора", возглавляющего ныне Агентство стратегического развития, подтолкнули невключение его в список кандидатов в губернаторы и недостаточное внимание Меняйло к разработанному Чалым плану развития города. Впоследствии положения Концепции стратегического развития Севастополя, разработанные под руководством Чалого, легли в основу предвыборной программы новоявленных севастопольских единороссов.
Накануне выборов в их стане разразился конфликт. Секретарь городского отделения партии власти Виктор Оганесян призвал горожан голосовать за партийный список, но против кандидатов от ЕР в одномандатных округах, заявив, что одномандатники - это либо родственники Чалого, либо люди, которые "находятся у него на содержании", и что с их помощью бывший "народный мэр" намерен стать председателем Заксобрания и развернуть борьбу с исполнительной властью в лице Меняйло.
О сути конфликта Чалого с Меняйло подробно писало на днях издание "Русский репортер". После вхождения в состав России Крыма и Севастополя Чалый, который в конце февраля возглавил севастопольский бунт против Киева, сложил с себя полномочия "народного мэра", отказался от предложения возглавить город-регион и рекомендовал Путину кандидатуру вице-адмирала Меняйло, ожидая найти в его лице единомышленника. Сам же Чалый решил стать кем-то вроде "духовного лидера" города, возглавив новую организацию - Агентство стратегического развития, говорится в публикации.
"По умолчанию разделение полномочий выглядело так: команда Чалого разрабатывает стратегию, законодательное собрание ее утверждает, исполнительная власть исполняет", - цитирует издание советника Чалого Сергея Градировского. Однако, по его словам, эта схема, "зарекомендовавшая себя в таких передовых регионах России, как Татарстан или Калужская область, в Севастополе дала сбой, который и привел к расколу в ЕР".
"Русский город XXI века, главная база Черноморского флота РФ, центр генерации национального самосознания, сообщество граждан, в котором установлено главенство справедливости, - таким должен стать Севастополь по замыслу чаловской команды в 2030 году, - поведал Градировский. - Главные отрасли экономики - приборостроение, IT-отрасль, туризм, рыбопереработка, элитное виноделие. При условии слаженной работы команды единомышленников эта стратегия должна была по замыслу Чалого уже через три с половиной года вывести Севастополь на профицитный бюджет".
Однако уже в начале лета появились первые признаки конфликта с командой Меняйло, рассказал изданию на условиях анонимности другой ближайший сподвижник Чалого. "Впрочем, точнее было бы ее назвать командой Олега Белавенцева - полпреда президента в Крымском федеральном округе. А если быть совсем точным, речь идет о команде министра обороны РФ Сергея Шойгу, чьей креатурой Белавенцев является. У них нет никакой стратегии будущего, зато есть четкое понимание, что Севастополь - это город-крепость, не имеющий права на какое-то особое развитие".
"Для военных это город-трофей, причем в самом широком смысле этого слова, в том числе и в коррупционном, - отметил собеседник издания. - Управление по принципу "распределяй и властвуй" к этому очень располагает: ведь только по линии федеральных целевых программ сюда зайдет 50 миллиардов. Чалому при таком раскладе предназначалась роль живого памятника, почетного Че Гевары".