Тогда представители Генпрокуратуры отказывались от комментария. Но, согласно Уголовному кодексу РФ, после второго суда срок лишения свободы Ходорковского и Лебедева может увеличиться до 30 лет, пишут "Известия".
Уголовное дело № 18325531-04, в рамках которого Лебедеву и Ходорковскому будут предъявлены новые обвинения, было возбуждено Генеральной прокуратурой РФ по двум статьям Уголовного кодекса ("хищение" и "отмывание денег") 6 октября прошлого года. В основу уголовного дела легли материалы, обнаруженные следователями в июне 2003 года в банке "Траст", обслуживавшем финансовые потоки ЮКОСа. В частности, в распоряжение правоохранительных органов тогда попала документация о взаимоотношениях головной компании с трейдерами, закупавшими в России нефть по цене около 45 долларов за тонну и продававшими ее по 150 долларов на Западе.
Как полагают в Генпрокуратуре, в результате применения этой схемы были ущемлены интересы добывающих компаний, чью нефть продавала головная компания, и они недополучили ни много ни мало 11 млрд долларов. Львиная доля этих средств ушла на выплату дивидендов акционерам офшорных компаний-посредников - а это топ-менеджеры и крупные акционеры ЮКОСа. Выплату этих дивидендов Генпрокуратура квалифицировала как легализацию (отмывание) доходов, нажитых преступным путем.
Согласно действующему Уголовному кодексу, по новым обвинениям Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву грозит весьма серьезное наказание. Статья "отмывание денег" в составе организованной группы предусматривает наказание от 10 до 15 лет лишения свободы. Статья "хищение" - от 5 до 10 лет. "Потолок" наказания, которое могут получить Лебедев и Ходорковский в результате частичного поглощения сроков, согласно Уголовному кодексу, - полтора максимального срока наказания по самому тяжелому обвинению, т.е. 22 с половиной года лишения свободы. Однако учитывая, что УК ограничивает срок наказания по нескольким приговорам 30 годами лишения свободы, максимальный срок наказания по новым обвинениям может составить 21 год (9 + 21 = 30).
По мнению юристов, на деле суд может ограничиться более мягким наказанием - как правило, за экономические преступления даже по совокупности более 10 лет не дают. Однако при рассмотрении нового "дела ЮКОСа" судьи могут и не считаться со сложившейся практикой.