В кадровом резерве "Единой России" весьма невысокого мнения о государственной службе. По их мнению, госслужба сейчас привлекает людей возможностью решать личные проблемы (58%), высоким статусом (51%), шансом получать левые доходы (46%) и льготы для себя и семьи (37%). А попадают туда люди по знакомству или по звонку (86%). Однако 72% резервистов готовы идти на госслужбу и привлекает она их совсем другими вещами: возможностью профессионального роста (59%), самореализации (58%), служения стране (55%), пишет газета "Ведомости".
88% участников опроса считают, что сегодня на госслужбе ценятся не столько эффективные управленцы, сколько лояльные руководству люди. Отсюда и уверенность в том, что госслужба препятствует самореализации, зато способствует достижению личных интересов.
Примерно 74% опрошенных утверждают, что, несмотря на масштабные задачи модернизации, поставленные государством, "значимых обновлений в кадровом составе госслужащих не произошло". "Привлечение ярких, инициативных, талантливых управленцев, которых прежде всего интересуют масштабные задачи, требующие творческих и вполне прагматичных подходов и делегирования ответственности, может существенно снизить остроту проблемы "кадрового голода" в современной России", – пишут авторы документа.
По мнению участников опроса, победить ситуацию можно обновлением кадров (98%), надо переориентировать служащих на результат (66%), усовершенствовать процедуру отбора кадров (46%), сделать систему продвижения по службе прозрачной (43%), а информацию о конкурсах на замещение вакантных должностей — общедоступной (40%). Для повышения прозрачности и открытости системы госслужащие должны сдавать вступительные экзамены (73%).
Кадровый резерв партия власти создает с 2008 года. Соискателям предлагается заполнить анкету и пройти многоступенчатую систему отбора (тесты, написание эссе, структурированные интервью). Полностью отбор прошли около 2500 человек, в 2009-2010 годах из кадрового резерва произведено более 400 назначений на должности от работника исполкома "Единой России" до министра регионального правительства и вице-губернатора, а трое стали губернаторами.
В опросе приняли участие 4535 респондентов – участников проекта из 82 регионов. 75% – мужчины. 83% – до 40 лет. 41% – топ-менеджеры, руководители управлений и департаментов, 24% – руководители отделов, 23% – старшие специалисты. Большинство опрошенных не имеют опыта работы в госорганах, зато 78% регулярно взаимодействуют с чиновниками.
Авторы исследования говорят, что результаты разрушили несколько стереотипов. Ранее считалось, что госслужба устойчиво ассоциируется с низкими доходами, а значит, успешные люди там работать не захотят. Опрос показал, что дело вовсе не в зарплате, а в возможностях самореализации. Простым повышением окладов проблему кадров на госслужбе решить вряд ли удастся, говорят эксперты. Нужна понятная, прозрачная система отбора и продвижения по карьерной лестнице.
Между тем, эксперты сомневаются в эффективности инициатив, предлагаемых единороссами. Ректор московской школы управления "Сколково" Андрей Волков заявил "НГ", что формирование кадров для модернизации требует совсем других подходов. По его словам, и в корпоративном, и в государственном секторе существует острая нехватка людей с лидерскими качествами: "Если мы действительно хотим двигать вперед модернизацию, нужны люди, которые способны брать на себя инициативу, выдумывать что-то новое, нести ответственность за свои проекты и реализовывать их".
Директор Института современного развития Игорь Юргенс убежден, что единороссы занимают неконструктивную позицию по отношению к модернизации. По его словам, теория консервативной модернизации основывается на том, что обновление надо производить осторожно, ни в коем случае не затрагивая политических основ, социальной жизни, не занимаясь либерализацией общества, обеспечением открытости, вовлечением в процесс оппозиционно настроенной молодежи: "Но если этого всего не сделать, то процесс застопорится, повернется вспять и возникнет очень большое разочарование".
По словам Юргенса, со времен Александра Невского модернизация как кампания начиналась 247 раз под разными названиями, но с целью осовременить российское общество. И она останавливалась. Потому что преобладало мнение, что институты должны быть незыблемы, на этом настаивают и единороссы.