Он пояснил, что иск, о котором идет речь, был подан не сейчас, а задолго до того, как Алексанян был переведен из СИЗО "Матросская тишина" в больницу в связи с плохим состоянием здоровья. Иск касался условий содержания под стражей: состояние здоровья Алексаняна стремительно ухудшалось, и при этом он был практически лишен медицинской помощи.
Страсбургский суд в ноябре прошлого года на основании жалобы Алексаняна вынес два предварительных решения о необходимости помещения подследственного в специализированную клинику. Однако эти решения не имели результата, и Алексанян оказался в больнице только в феврале, под давлением общественности, после того, как Симоновский суд Москвы получил данные результатов медицинского обследования и, убедившись, что Алексанян действительно тяжело болен, приостановил судебный процесс в отношении Алексаняна. За несколько дней до этого решения суд объявлял, что заключенный достаточно здоров, и может участвовать в процессе.
Теперь, спустя полгода после предварительных решений, дело Алексаняна может быть рассмотрено по существу, и, возможно, Европейский суд сделает это уже в июле - до летних каникул, сообщает сайт "Избранное".
Адвокат Дангян считает, что хоть его подзащитный и помещен сейчас в больницу, жалоба, поданная в суд прошлой осенью, не утратила актуальности, потому что Алексаняна по-прежнему содержат под стражей, а для такой меры пресечения на сегодня оснований нет.
Защитник также утверждает, что во время продления судом срока пребывания под стражей были допущены многочисленные ошибки и проигнорированы важные обстоятельства, которые по закону исключают такую меру пресечения, поскольку "суд обязан учитывать состояние здоровья".
Что касается состояния здоровья Алексаняна, то адвокат сообщил, что клиническая картина очень сложная, и только сейчас, по окончании длительного обследования, врачам удалось ее окончательно прояснить. По словам Дангяна, буквально на днях прошел консилиум, на котором присутствовали привлеченные специалисты, и врачи приняли решение о курсе терапии, направленной на лечение лимфомы. До сих пор терапия велась только против ВИЧ и не касалась заболеваний, спровоцированных этой инфекцией.
Бывший вице-президент ЮКОСа Василий Алексанян был задержан в апреле 2006 года. Генпрокуратура РФ обвиняет Алексаняна в том, что в период 1998-1999 годов в составе организованной группы лиц он совершил хищение имущества ОАО "Томскнефть ВНК" и акций нефтеперерабатывающих предприятий, принадлежащих ОАО "Восточная нефтяная компания", на общую сумму около 12 млрд рублей. По данным следствия, Алексанян легализовал имущество, полученное преступным путем.
Алексанян ранее являлся начальником правового управления ЮКОСа. Кроме того, он представлял в качестве адвоката интересы Ходорковского и бывшего главы компании "ЮКОС-Москва" Василия Шахновского. 6 апреля 2006 года Симоновский суд согласился с доводами Генпрокуратуры и дал согласие на привлечение Алексаняна к уголовной ответственности. В тот же день он был задержан.
Бывший топ-менеджер ЮКОСа заявил в Симоновском суде Москвы, что все обвинения, выдвинутые в его адрес, сфальсифицированы. "Это просто хладнокровное убийство. Я никогда не участвовал в тех событиях, которые мне инкриминируют", - сказал Алексанян. По его словам, следствие торопится осудить его, пока он не умер.
СПИД в тяжелой стадии 3-а Алексаняну диагностировали в СИЗО еще в 2006 году, однако лечения не проводилось, и спустя полгода болезнь перешла в более тяжелую стадию 3-б. В ответ на требования адвокатов госпитализировать подзащитного в специализированную клинику, Алексаняна перевели в больницу СИЗО. Там, как говорят адвокаты, он заразился туберкулезом. Кроме того, Алексанян "практически ослеп" в заключении.
Сам Алексанян, выступая в январе 2008 года на слушаниях в Верховном суде, заявил, что следователи Генпрокуратуры неоднократно склоняли его к даче ложных показаний против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в обмен на полноценное лечение на воле.
В ответ на это Лебедев заявил на заседании Читинского облсуда 1 февраля, что "готов дезавуировать свои, моей защиты выступления в суде, если это как-то поможет Алексаняну" и просит передать ему, что он "может и имеет право (в данной ситуации) давать любые против меня показания, лишь бы для него закончилась эта пытка, лишь бы он сохранил жизнь".
Позднее, в связи с тем, что ряд СМИ исказили слова Лебедева, написав, что он якобы готов признать вину во всем, что ему инкриминируют, в обмен на помещение Алексаняна в клинику, адвокаты Лебедева распространили его заявление, в котором он поясняет, что данная информация является "недостоверной и шизофренической". Лебедев поясняет, что он лишь подчеркнул на заседании суда 1 февраля, что "Алексанян, которого власти пытают и фактически убивают, в этой ситуации имеет право давать любые показания, в т.ч. и против меня", а о "признании мною каких-либо шизофренических обвинений, сфальсифицированных по заказу Кремля, речь не идет вовсе".
В мае этого года российские правозащитники обратились к новому президенту страны Дмитрию Медведеву, неудовлетворенному судебной системой в стране, с призывом помиловать 15 граждан, среди которых Михаил Ходорковский, Василий Алексанян и ученые, приговоренные по обвинению в шпионаже к различным срокам заключения.