Представитель Генпрокуратуры РФ на суде в среду заявил, что, в случае принятия врачами СИЗО "Матросская тишина" решения о необходимости госпитализации Алексаняна, он будет переведен в соответствующую клинику, сообщает "Интерфакс". Но решать это будет не суд, а медики "Матросской тишины".
В ответ ряд общественных деятелей и представителей творческой интеллигенции заявили, что готовы лично поручиться за Василия Алексаняна с тем, чтобы ему изменили меру пресечения. "Это тяжелобольной человек. Он никуда не денется, никуда не сбежит, если его поместить в нормальную больницу. Мы, поручители, готовы за это отвечать", - подчеркнул в эфире радиостанции "Эхо Москвы" писатель Борис Акунин. Он назвал бессмысленным решение суда, разрешившее Алексаняна лечить, но запретившее выпускать. Личное поручительство за Алексаняна подписали также Лия Ахеджакова, Инна Чурикова, Владимир Войнович, Алла Гербер и другие.
- Суд разрешил Алексаняну лечиться, но только под стражей
- Консилиум врачей: Алексаняну
необходима срочная госпитализация
- За Алексаняна вступился Европарламент
"Этот вопрос будет решать главный врач инфекционного отделения СИЗО. Если медицинские работники решат, что его (Алексаняна) нужно перевести в другое медицинское учреждение, значит, так оно и будет", - заявил прокурор по делу Николай Власов.
Прокурор, отвечая на вопрос о том, будет ли в случае перевода в гражданский стационар освобожден из-под стражи Алексанян, сказал: "В любом медицинском учреждении можно организовать охрану". Он пояснил, что в данный момент Алексанян будет направлен в СИЗО. "А там будут определять, где он должен лечиться. Может, он будет переведен, а может, нет", - сказал Власов, добавив, что, возможно, его будут вывозить на процедуры, либо врачи будут посещать его.
В свою очередь в Федеральной службе исполнения наказаний России заявили в среду, что медслужба УФСИН Москвы выполняет все предписания консилиума врачей по лечению находящегося в "Матросской тишине" больного СПИДом и раком Алексаняна.
Накануне судья задал участникам процесса вопрос об их мнении по поводу приостановления процесса. Гособвинитель Николай Власов сказал: "Есть медицинские данные, что он (Алексанян) нуждается в лечении, поэтому у меня нет оснований возражать против приостановления процесса".
Суд разрешил Алексаняну лечиться, но только под стражей
Адвокаты Алексаняна подчеркнули, что помимо приостановления процесса и направления Алексаняна на лечение, необходимо освободить его из-под стражи.
"Теперь уже стоит вопрос не только о приостановлении процесса, но и о применении принципов гуманизма. Просим проявить гуманизм и милосердие и освободить Алесаняна из-под стражи, чтобы он мог проходить лечение и видеться с родственниками, в том числе со своим малолетним сыном", - заявила в суде адвокат Алексаняна Елена Львова.
Она отметила, что защита намерена намерена обжаловать отказ в его освобождении.
"Постановление суда в части меры пресечения мы обжалуем", - заявила адвокат Алексаняна Елена Львова, пояснив, что суд отказался освободить их подзащитного из-под стражи при направлении на лечение.
Консилиум врачей Боткинской больницы: Алексаняну необходима срочная госпитализация
В свою очередь Алексанян сказал, что "лечение, которое необходимо, оно сложносочиненное", добавив, что ему необходимо провести три "серьезные терапии", поскольку он болен "ВИЧ, раком и существует подозрение на туберкулез".
"Если вы примите гуманное решение о приостановлении процесса, но оставите меня под стражей, то режим моего лечения будет тюремным. Вы серьезным образом ограничите меня в оказании очень серьезной медицинской помощи", - сказал подсудимый.
Высказывая свою позицию по поводу изменения меры пресечения Алексаняну, прокурор Власов заявил: "Основания для избрания меры пресечения не отпали и имеют место". Он добавил, что Алексанян может скрыться от следствия и оказать воздействие на свидетелей. При этом уже после окончания заседания Власов заявил: "Я не могу посадить на скамью подсудимых больного человека".
Между тем он пояснил, что выступает не против лечения Алексаняна, однако возражает против его освобождения.
Перед началом заседания Алексанян сообщил журналистам, что накануне консилиум врачей Боткинской больницы "в присутствии медиков из СИЗО официально подтвердил наличие еще одного смертельного диагноза - рака лимфатической системы". Он подчеркнул, что врачи также указали на необходимость срочной госпитализации "примерно на пять месяцев".
"Терапия может вестись лишь в условиях стационара", - сказал Алексанян, добавив, что его заболевание ВИЧ перешло в стадию В, "следующая стадия - это летальный исход".
До сих пор суд по настоянию обвинения отказывался поместить Алексаняна в специализированную клинику для проведения лечения. Суд посчитал безосновательными доводы защиты о наличии у Алесаняна СПИДа, а также онкологического заболевания и необходимости перевода его в стационар на лечение. Кроме того, суд тогда отказал в удовлетворении всех ходатайств защиты вице-президента компании, в частности, и в объединении его дела с делом других руководителей компании.
Но вчера изменил мнение и гособвинитель. "Есть медицинские данные, что он нуждается в лечении, поэтому у меня нет оснований возражать против приостановления процесса", — цитируют "Ведомости" гособвинителя Николая Власова.
Справка из СИЗО была приобщена к делу. Судья поинтересовалась, готов ли обвиняемый лечиться. "Я всегда был согласен лечиться!" — заявил Алексанян.
В январе этого года в Верховном суде РФ при рассмотрении жалобы защиты Алексаняна стало известно о том, что он заболел СПИДом, а также о серьезных подозрениях на наличие у него туберкулеза. Его адвокаты указывали на то, что трижды Европейский суд по правам человека направлял Российской Федерации указания о необходимости помещения Алексаняна в специализированную клинику, однако трижды эти решения не исполнялись. Кроме того, суд тогда отказал в удовлетворении всех ходатайств защиты вице-президента компании, в частности, и в объединении его дела с делом других руководителей компании.
Адвокаты просили вернуть дело Алексаняна в прокуратуру для объединения его с уголовным делом в отношении крупнейшего акционера ЮКОСа Леонида Невзлина и начальника правового управления компании "ЮКОС-Москва" Дмитрия Гололобова. Защитники настаивали на этом, указывая, что именно из дела Невзлина и Гололобова выделялось в отдельное производство дело Алексаняна.
Алексанян, выступая тогда в суде, заявил, что с его делом следствие торопится для того, чтобы создать преюдицию для дела в отношении Михаила Ходорковского или Платона Лебедева.
В поддержку Алексаняна прошло несколько митингов и пикетов. В знак протеста на отказ поместить Алексаняна на лечение его бывший начальник Михаил Ходорковский, находящийся в СИЗО №1 Читы, объявил голодовку, которую был намерен продолжить до изменения ситуации.
"Я принял единственно возможное в сложившейся ситуации решение. Я объявляю голодовку", - говорится в заявлении экс-главы компании. В среду начался десятый день голодовки Ходорковского. 6 февраля он подтвердил, что намерен прекратить голодовку в случае полного удовлетворения его требований по изменению меры пресечения Василию Алексаняну и его госпитализации.
В свою очередь глава МФО МЕНАТЕП Лебедев просил передать Алексаняну через прокурора, что он "может и имеет право в данной ситуации давать любые против меня показания, лишь бы для него закончилась эта пытка, лишь бы он сохранил жизнь". В свою очередь, Алексанян, комментируя заявление Лебедева о намерении признать вину во всем в обмен на помещение Алексаняна в клинику, заявил, что "никакой вины здесь нет".
"Я Платона Леонидовича очень уважаю. Большой ему привет и также держаться", - заявил Алексанян в Симоновском суде Москвы журналистам. Он подчеркнул, что инкриминируемые ему, Лебедеву и экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому преступления никогда не совершались. "Активы никогда не были присвоены. Там никакой вины нет", - сказал Алексанян.
Отвечая на вопрос о том, каких показаний от него добивалось следствие, Алексанян сказал: "Мне сказали: все будете говорить, как нам надо. Они решили воспользоваться ситуацией и сделать из меня источник, но я их не боюсь". Исполнительный вице-президент ЮКОСа отметил, что десятки человек, "невинные сотрудники компании, обвиняются и осуждаются".
"Это профанация правосудия. Хотят сделать то же самое, как их (Ходорковского и Лебедева) осудили в первый раз. Это просто очевидная расправа", - сказал Алексанян.
Алексанян ранее являлся начальником правового управления ЮКОСа. Кроме того, он представлял в качестве адвоката интересы Ходорковского и бывшего главы компании "ЮКОС-Москва" Василия Шахновского.
6 апреля 2006 года Симоновский суд согласился с доводами Генпрокуратуры РФ и дал согласие на привлечение Алексаняна к уголовной ответственности. В тот же день он был задержан следователями, и ему было предъявлено обвинение по двум статьям УК. В настоящее время Алексанян обвиняется в присвоении или растрате чужого имущества (ст.160) и легализации, отмывании денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст.174). 14 июля 2006 года Генпрокуратура РФ предъявила ему новое обвинение - в уклонении от уплаты налогов с физического лица (ст. 198 УК РФ).
Генпрокуратура обвиняет Алексаняна в том, что в период 1998-1999 гг. в составе организованной группы лиц он совершил хищение имущества ОАО "Томскнефть ВНК" и акций нефтеперерабатывающих предприятий, принадлежащих ОАО "Восточная нефтяная компания", на общую сумму около 12 млрд рублей. По данным следствия, Алексанян легализовал имущество, полученное преступным путем.