Наталья Шарина
Агентство городских новостей "Москва"
Сотрудники Библиотеки украинской литературы в Москве вступились за бывшего директора учреждения Наталью Шарину, обвиняемую в экстремизме и растрате. Коллеги недоумевают в связи с иском на 2,4 млн рублей от нового руководства к отстраненному директору и опасаются за судьбу учреждения из-за происходящих в нем изменений, передает "Интерфакс".

Агентство располагет заявлением от нескольких сотрудников библиотеки, в котором говорится, что они "удивлены, узнав из новостей об иске от имени Библиотеки украинской литературы в Москве к Шариной Наталье Григорьевне о возмещении "ущерба", а также самой попыткой истца представить библиотеку в этой связи "потерпевшей".

"На наш взгляд, предъявляемые истцом к Шариной Наталье Григорьевне претензии циничны и безнравственны, они позорят и библиотеку, и город, и страну. Считаем, что подобные заявления и претензии, которые с 2016 года звучат от имени библиотеки, не имеют никакого отношения ни к ее читателям, ни к сотрудникам", - подчеркивается в заявлении.

Свои подписи под текстом поставили, в частности, заведующий отделом украиноведения, культурно-просветительских программ библиотеки Виталий Крикуненко, завотделом комплектования библиотечного фонда Татьяна Мунтян, библиотекарь отдела обработки литературы Сергей Мурашов и Елена Расаденкова, завотделом хранения и выдачи библиофонда.

По их мнению, "парадоксально выглядит ситуация, когда иск по растрате за прием на работу юристов в штат библиотеки на полставки, которых представляли всему коллективу Библиотеки украинской литературы, предъявляет юрист, принятый в штат библиотеки на полставки, которого не видел и с которым не знаком ни один из сотрудников библиотеки, у которого нет рабочего места в ее стенах, и неизвестно, за что именно он получает зарплату".

В то же время, отмечается в заявлении сотрудников, "из библиотеки в конце 2015 года были уволены действительно нужные ей специалисты - доктор и кандидат филологии, на высоком научном уровне обеспечивавшие работу отдела истории украинской книги, системный администратор, организатор концертных программ".

Коллеги Шариной утверждают, что "на протяжении ряда лет Библиотека украинской литературы была вынуждена защищаться любыми законными способами от провокаций и клеветнических обвинений, с которыми выступали небезызвестные общественные активисты, от неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов и двух незадавшихся горе-библиотекарей, которые еще в бытность работы в нашем учреждении кичились своими "связями".

Ранее адвокат Шариной, руководитель "Команды 29" Иван Павлов сообщал, что библиотека в лице ее нового руководителя заявила гражданский иск к отстраненному директору на 2,4 млн рублей.

При этом в ноябре прошлого года в ходе заседания в Мещанском суде Москвы сторона обвинения заявила, что сумму ущерба, который нанесла Наталья Шарина, оценили в 3,5 млн рублей.

Представитель прокуратуры тогда объявила, что Шарина, "нарушая законодательство, организовала получение платежных поручений с расчетного счета департамента финансов города Москвы на расчетный счет московской коллегии адвокатов общей суммой 297 тыс. рублей".

Кроме того, согласно материалам дела, она совершила растрату на сумму 3,2 млн рублей, устроив на работу знакомых ее юриста, перечисляя им зарплату и обеспечив их медицинской страховкой. Деньги перечислялись с расчетного счета департамента финансов города Москвы.

Из обвинительного заключения, зачитанного прокурором Еленой Баландиной, следует, что Шариной вменяются пункт "б" части 2 статьи 282 ("Возбуждение ненависти либо вражды с использованием служебного положения"; санкция до пяти лет колонии) и часть 4 статьи 160 УК ("Растрата в особо крупном размере"; до 10 лет).

Защита Шариной считает уголовное дело против нее политическим. "Дело ушло с юридических рельс, оно стало политическим", - заявлял ранее Иван Павлов. Защитники подчеркивали, что собираются добиваться полного оправдания бывшего директора библиотеки.

Политический "украинский след" в деле Шариной отмечал правозащитный центр "Мемориал" в своем отчете о политзаключенных в России, количество которых за последний год увеличилось более чем в два раза.

Наталью Шарину задержали в конце октября 2015 года. По версии следствия, с 2011-го по 2015 год она распространяла среди посетителей учреждения книги украинского националиста Корчинского, ранее признанные экстремистскими. Сотрудники библиотеки утверждали, что запрещенная литература была подброшена. В начале апреля 2016 года следствие также обвинило Шарину в растрате библиотечных фондов в 2011-2013 годах: по версии правоохранительных органов, она оплатила услуги своего адвоката за счет средств на работу юристов библиотек.