Платон Лебедев(на фото) ходатайствует об исключении из уголовного дела протоколов допроса одного из основных свидетелей обвинения
RTV International
Бывший глава МФО "МЕНАТЕП" Платон Лебедев ходатайствует об исключении из второго уголовного дела в отношении него и экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского протоколов допроса одного из основных свидетелей обвинения - бывшего финансового директора ЮКОСа Алексея Голубовича. Просьба связана с тем, что допрашивавший Голубовича следователь нарушил законодательство, говорится в ходатайстве, размещенном на сайте адвокатов Лебедева.

"Ряд допросов, протоколы которых включены в том 159 уголовного дела, проводил член следственной бригады Денис Никандров. В частности, это касается оглашенного в настоящем процессе допроса свидетеля Голубовича", - цитирует ходатайство Лебедева "Интерфакс". Тот же следователь участвовал в допросах других лиц, всего их более десяти, отмечает Лебедев.

"В то же время в томе 42 того же дела находятся процессуальные документы, касающиеся проводившегося обыска в организации "СП РТТ". В протоколе осмотра документов, изъятых в результате проводившегося обыска, в качестве одного из понятых указан тот же Никандров, и приведен его волгоградский адрес", - говорится в заявлении Лебедева.

По его мнению, "такое совмещение категорически не допускается законом: статья 61 УКП РФ запрещает следователю принимать участие в производстве по уголовному делу, если он участвовал в нем ранее в качестве понятого".

"Следователь Никандров, заведомо зная, что он не вправе участвовать в расследовании уголовного дела, поскольку в его материалах содержится протокол осмотра, в котором он значится как понятой, не взял самоотвод и в качестве ненадлежащего процессуального лица провел целый ряд допросов, включая уже оглашенный протокол допроса свидетеля Голубовича, что автоматически лишает их доказательственной значимости", - пишет бывший глава МЕНАТЕПа.

Лебедев просит признать протоколы проводившихся следователем Никандровым допросов Голубовича и других лиц недопустимыми доказательствами.

Напомним, Голубович, выступив ранее в суде, неожиданно вступился за Ходорковского. В частности, он заявил, что действия, за которые преследуют руководство ЮКОСа, были законными. Этим заявлением Голубович опроверг свои прежние показания. Однако позднее передумал и заявил, что его "неправильно поняли".

"Дело ЮКОСа"

В конце 2005 года Ходорковский и Лебедев были этапированы в колонии для отбытия назначенного им Мещанским судом Москвы наказания по первому уголовному делу. Однако в 2009 году оба были возвращены в Москву в связи с предстоящим судом по второму уголовному делу и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.

О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. По приговору этого суда экс-глава НК "ЮКОС" и бывший руководитель МФО "МЕНАТЕП" были осуждены на 9 лет заключения каждый, однако позже Мосгорсуд снизил наказание до 8 лет.

По новым обвинениям Генпрокуратура РФ инкриминирует бывшим руководителям ЮКОСа "хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализацию". В ходе предварительного следствия, указывает Генпрокуратура, было установлено, что обвиняемые в составе организованной группы с основными акционерами ОАО "НК "ЮКОС" и другими лицами совершили хищение путем присвоения акций дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК) в период с 6 ноября по 12 июня 1998 гг. на сумму 3,6 млрд рублей.

Также, согласно обвинению, они совершили легализацию похищенных акций дочерних обществ ОАО "ВНК" в 1998-2000 гг. на эту же сумму.

Кроме того, обвиняемые, по данным прокуратуры, совершили "хищение путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО "НК ЮКОС" в 1998-2003 годах, ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть ВНК", на сумму более 892,4 млрд рублей и легализацию части этих средств в 1998-2004 гг. в размере 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов США".

Потерпевшими и гражданскими истцами по уголовному делу признаны физические и юридические лица, которым действиями обвиняемых причинен крупный и особо крупный ущерб, отмечают в Генпрокуратуре.