Если большинство проголосует "против", Далай-лама просто не станет рождаться вновь
Архив NEWSru.com
Как уже сообщалось, лидер буддистов Тибета, предложил накануне провести среди последователей своего учения по всему миру (их насчитывается от 13 до 14 млн человек) референдум по вопросу о том, следует ли ему претерпевать реинкарнацию. Далай-лама хочет, чтобы референдум был проведен, пока он не покинул этот мир.

По словам тибетского изгнанника, если большинство проголосует "против", он просто не станет рождаться вновь, тем самым оборвав линию преемственности, которая, согласно традиции, восходит к концу XIV века, когда первым Далай-ламой был провозглашен юный пастух.

Если большинство выскажется за его реинкарнацию, то, по словам Далай-ламы, он, возможно, укажет на человека, в которого переродился, еще при своей жизни, порвав с 600-летней традицией нового появления на свет в качестве младенца мужского пола после своей смерти, пишет сегодня лондонская The Times (полный текст на сайте InoPressa.ru).

Его предложения не только поднимают ряд головоломных метафизических вопросов, но и наделяют руководителей Китая – атеистов и коммунистов – необычным статусом: теперь они могут уверять, что являются защитниками традиций тибетского буддизма, отмечает британская газета.

72-летний Далай-лама, в 1989 году удостоенный Нобелевской премии мира, сказал, что находится в хорошей физической форме и что до подробного обсуждения вопроса о его преемнике пока не дошло, а на данный момент рассматриваются несколько вариантов.

Но он признал, что его предложения рассчитаны на срыв планов китайского руководства, которое хочет само выбрать следующего Далай-ламу и тем самым укрепить свою власть в гималайском регионе, который Китай контролирует с 1950 года. "Да, референдум возможен", – сказал Далай-лама в интервью Times на межконфессиональной конференции в Амритсаре на севере Индии.

"Это следует сделать, когда я физически ослабну и начнется серьезная подготовка к смерти, – сказал он. – Судя по результатам моих регулярных медицинских обследований, это произойдет, наверное, еще через несколько десятилетий, так что спешить некуда".

Традиционно Далай-ламу выбирают авторитетные монахи: они истолковывают знаки его прошлого воплощения, прочесывают регион в поисках перспективных маленьких кандидатов и подвергают их ряду проверок.

Нынешний Далай-лама, 14-й, родился в крестьянской семье и был опознан в двухлетнем возрасте после того, как выдержал экзамены: в том числе, обнаружил четки своего предшественника, когда ему предъявили несколько пар четок. Он бежал из Тибета в 1959 году после неудачного восстания против китайцев и с тех пор живет в Индии, возглавляя 200-тысячную общину тибетцев в изгнании. Его "столицей" является город Дхарамсала на севере Индии.

Теперь Далай-лама выступает за расширенную автономию Тибета в составе Китая, но китайское руководство заявляет, что он до сих пор стремится к независимости Тибета, который оно считает неотъемлемой частью своей территории.

Китайские власти пытаются привлечь тибетских лам на свою сторону, но 10-й Панчен-лама, второй по рангу среди тибетских буддистов, в 1989 году выступил против них, произнеся речь, которая наделала большой фурор. Вскоре после этого он скончался. Молодой Кармапа-лама, третий по рангу, в 1999 году бежал в Индию.

В августе этого года китайское правительство заявило о своих исключительных правах на санкционирование реинкарнаций всех тибетских лам. То был один из самых энергичных в истории шагов по установлению контроля над священнослужителями Тибета.

Вчера китайская сторона осудила предложения Далай-ламы. "Реинкарнация живого Будды – уникальный способ преемственности в тибетском буддизме, он происходит в соответствии с относительно полными религиозными ритуалами и историческими условностями, – сказано в заявлении Министерства иностранных дел Китая. – Заявление Далай-ламы грубо идет вразрез с религиозными практиками и историческими прецедентами".

Далай-лама сказал, что истории известен прецедент прижизненной реинкарнации одного из лам: так произошло с одним из его учителей, скончавшимся в прошлом году. Он не уточнил, в какой форме будет проводиться референдум, но отметил, что в нем должны принять участие все жители Гималаев, Монголии и других стран, которые традиционно исповедуют тибетский буддизм.

6 млн тибетцев на территории Китая почти наверняка не смогут участвовать в референдуме, но еще 7-8 млн тибетских буддистов проживают в Индии, Бутане, Непале, Монголии, России и на Западе.

"Если тибетский народ, большинство тибетского народа и заинтересованных лиц сочтут, что это нормально, то институт Далай-лам будет упразднен", – сказал он. Если большинство проголосует за продолжение традиции, то, как говорит Далай-лама, он выберет один из нескольких вариантов преемственности, чтобы попытаться защитить линию своих перерождений от вмешательства китайского руководства.

Первый вариант – лично выбрать преемника за пределами Тибета; возможно, это будет взрослый человек, более компетентный для того, чтобы представлять Тибет на международном уровне, чем мог бы это делать маленький мальчик. Второй – провести выборы силами группы авторитетных лам наподобие "коллегии кардиналов", которая выбирает Папу Римского. Третий – передать полномочия следующему по рангу ламе в иерархии тибетского буддизма за пределами Тибета – Сакья-ламе, живущему в Индии. И четвертый вариант – последовать традиционному методу.

"Если моя смерть наступит, когда мы все еще будем беженцами, тогда, по логике вещей, моя реинкарнация произойдет за пределами Тибета, – сказал он. – Но китайское правительство может назначить другого Далай-ламу. Так что, как и в случае с нынешним Панчен-ламой... по сути, это лишь сильнее запутает ситуацию".

Что сказал Далай-лама

О своих планах, касающихся преемственности "Еще в 1969 году я четко заявил: пусть тибетский народ решает, будет ли институт Далай-лам как таковой существовать дальше. Итак, если большинство тибетского народа решит, что многовековой институт Далай-лам больше не имеет особого значения, то существование института Далай-лам автоматически прекратится.

Тогда вопрос о преемнике нынешнего Далай-ламы отпадет. С другой стороны, если тибетский народ, а также некоторые заинтересованные лица – например, сотни и тысячи человек в Гималаях, традиционно разделяющие те же самые верования тибетского буддизма /.../ – захотят сохранить этот институт, то встанет другой вопрос: если вы хотите сохранить этот институт, то возможны различные формы преемственности. Например, нечто вроде избрания Папы Римского из числа старейших, самых опытных и уважаемых высших иерархов.

Возможен и другой вариант, связанный с высотой ранга. Есть еще одна возможность – прежний, традиционный способ: после смерти человека ищут его реинкарнацию. Я не знаю, тот ли самый это человек, то же самое существо или нет. Это не очень важно – главное, некоторые кармические и определенные духовные факторы. Это тот, кто может продолжить труд предыдущей жизни.

Есть еще один вариант: в Тибете в прошлом и даже на памяти моего поколения есть случаи, когда человек до своей смерти уже выбирал свою собственную реинкарнацию...

Весь смысл реинкарнации в том, чтобы продолжить дело, которые вы начали выполнять в предыдущей жизни и не довели до конца. Если моя смерть наступит, когда мы все еще будем беженцами, тогда, по логике вещей, моя реинкарнация произойдет за пределами Тибета, это будет человек, который в итоге сможет продолжить дело, которое я начал.

Но тем временем китайское правительство может назначить другого Далай-ламу. Произойдет нечто, подобное случаю с нынешним Панчен-ламой. Один Панчен-лама – тот, кому отданы сердца тибетцев, а другой официально возведен на свой "трон". По сути, это лишь сильнее запутывает ситуацию. Значит, произойдет похожий случай...".

О сроках передачи власти

"Судя по результатам моих регулярных медицинских обследований, это произойдет, наверно, еще через несколько десятилетий, так что спешить некуда.

Правда, духовные лидеры тибетцев иногда встречаются, в очень неформальной обстановке, чтобы поговорить об этом, но серьезное подробное обсуждение пока не начиналось".

О референдуме

"Если тибетский народ, большинство тибетского народа и заинтересованных лиц сочтут, что это нормально, то институт Далай-лам будет упразднен.

Если многовековой институт Далай-лам прекратит свое существование, что ж... 14-й Далай-лама не был самым лучшим из всех, но определенно не самым плохим – он довольно популярный Далай-лама. Поэтому если многовековой институт прекратит свое существование на столь популярном Далай-ламе, то, по-моему, это будет очень хорошо.

В последние несколько веков Далай-лама стал играть важную роль, но это не значит, что тибетский буддизм и тибетский народ в целом держатся на институте Далай-ламы – это не так. Если я умру сегодня, это несколько осложнит борьбу тибетского народа, но по большому счету борьба за национальное самоопределение древнего народа с богатым культурным наследием – то есть дух тибетцев – с моей смертью не прекратится, не исчезнет".

Реинкарнация для начинающих

- Согласно буддистскому учению, душа рождается вновь в теле другого существа – в том числе животного – в соответствии со своей кармой (совокупностью дел, совершенных при жизни).

- В тибетском буддизме существует необычное верование, что авторитетный лама может переродиться в качестве младенца. - Как считается, ламы – реинкарнации тех, кто достиг нирваны, но предпочел вернуться в мир смертных, чтобы проповедовать учение другим людям.

- Далай-лама считается реинкарнацией Ченрези (Авалокитешвары. – Прим. ред.) – бодхисаттвы Сострадания – и может сам выбирать, перерождаться ли ему в дальнейшем.

- Когда очередной Далай-лама умирает, авторитетные монахи обращают внимание на знаки, указывающие на его новую реинкарнацию. Эти знаки могут быть даны им в их сновидениях. Рассматривают также его мертвое тело, а при его кремации наблюдают за дымом – все это истолковывается.

- Монахи также отправляются к священным озерам, чтобы из видений или по другим знакам узнать, где искать нового Далай-ламу.

(Источник – архивы Times )