На Украине аналогичная дата является государственным праздником, именуемым Днем крещения Киевской Руси - Украины. Праздник был учрежден в июле 2008 года указом президента Украины и отмечается ежегодно.
В нынешнем году центром торжеств с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стала не Москва, а Орел. Во время однодневной поездки предстоятель РПЦ поздравит паству с праздником, а также осмотрит строящийся на пожертвования семикупольный храм в поселке Вятский Посад под Орлом. "Это будет крупный православный центр с семинарией. Сейчас на здании храма уже установлены купола", - сказал на пресс-конференции в ТАСС губернатор региона Вадим Потомский.
В программе патриарха также освящение памятника преподобному Серафиму Саровскому на Богоявленской площади после праздничного богослужения в Богоявленском соборе. После этого святейший навестит пациентов отделения детской онкологии, гематологии и аллерго-иммунологии НКМЦМД им. З.И. Круглой; освятит храм Смоленской иконы Божьей Матери и посетит храм в честь святого князя Александра Невского в поселке Большое Сотниково близ Орла, сообщает ТАСС.
В праздник Крещения Руси по храмам Русской православной церкви прокатится волна колокольного звона. В полдень по местному времени в каждом храме, соборе, церкви и монастыре зазвенят колокола. Впервые единовременный перезвон объединил православные храмы и монастыри России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана и других стран в 2012 году.
В храмах также проходят сегодня праздничные богослужения, верующие поздравляют друг друга, нередко принимают крещение, проводят крестные ходы, праздничные приемы, тематические выставки и лекции. Традиционный массовый молебен накануне Дня Крещения Руси прошел в Киеве. Он стал кульминацией масштабного Крестного хода мира, любви и молитвы за Украину. Предпринимавшиеся в этом году попытки дискредитировать шествие и спровоцировать паломников оказались тщетными.
Впервые в этом году большой морской крестный ход в честь Дня Крещения Руси проходит с материковой России в Крым. Отправившиеся 18 июля из Сочи паломники с ковчегом с мощами князя Владимира побывали в Керчи, Феодосии, Ялте и Севастополе. Сегодня многотысячный крестный ход пройдет из Севастополя в Херсонес. Как заверили организаторы, морской крестный ход будет проходить ежегодно.
История праздника
Первое официальное празднование крещения Руси произошло в 1888 году по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева. Юбилейные мероприятия проходили в Киеве: в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор, открыт памятник Богдану Хмельницкому, совершены торжественные богослужения. В русском зарубежье отмечалось также 950-летие этого события.
Процесс подготовки празднования 1000-летия крещения Руси совпал с "перестройкой" и политикой "гласности" в СССР. Руководство СССР проявило интерес к празднованиям: одним из знаковых событий стала передача в 1983 году во владение Московской патриархии части строений бывшего Свято-Данилова монастыря, в котором была возрождена монашеская жизнь и создан духовно-административный центр.
Кульминацией торжеств 12 июня 1988 года стало сослужение в Даниловом монастыре многочисленных православных иерархов со всего мира. Затем празднования переместились в Киев, где в последний день торжеств десятки тысяч участников стали свидетелями первого за почти тридцатилетний период богослужения в Киево-Печерской Лавре. В дальнейшем в течение всего года по стране проходили мероприятия, приуроченные к памятной дате.
Главным итогом торжеств стал мощный импульс к возрождению церковной жизни в СССР.
Крещение Руси
Крещение Руси произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, Церковь - святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.
Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и "вещей девы" Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.
Сильная в военном отношении Русь оказалась окруженной менее сильными, но более просвещенными государствами. Все чаще на Руси было слышно слово проповеди истинной веры, появились и первые русские мученики за Христа, обличавшие служение идолам.
Предание гласит, что в 983 году, после удачного военного похода, Владимир решил принести человеческую жертву языческим богам. Было решено выбрать ее при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, будучи христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Тогда обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые христианские мученики на Руси, память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 25 (12 по старому стилю) июля.
Как повествуют летописи о "выборе вер" ("испытании вер"), к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи - иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников.
Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Однако Владимир не сразу принял христианство.
В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…" Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.
Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий - в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.
Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.