В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю - 15 июля) - день памяти великого равноапостольного князя Владимира (960-1015), крестителя Руси.
В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат.
На Украине аналогичная дата является государственным праздником, именуемым Днем крещения Киевской Руси - Украины. Праздник был учрежден в июле 2008 года указом президента Украины и отмечается ежегодно 28 июля - в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, сообщает РИА "Новости".
Для Русской православной церкви впервые за семь последних лет центром праздника, ранее отмечавшегося в Киеве, стала Москва. В понедельник патриарх Кирилл возглавил торжественную службу по этому случаю в храме Христа Спасителя. Предстоятель РПЦ вместе с прихожанами главного православного храма России молился о мире на Украине, сообщает портал "Интерфакс-Религия".
"Несколько лет подряд Москва оставалась лишь периферией общецерковных торжеств в этот день, ведь и патриарх, и все члены Священного Синода находились в Киеве. На этот раз заседание Синода уже проведено в Москве, причем с участием всех его членов от Украины, включая местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры", - заявил порталу заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов. Он отметил, что День крещения Руси - великий праздник всей Русской православной церкви.
"Это не региональное празднование, имеющее преимущественное значение лишь для одной из частей исторической Руси. Хотя, конечно, мы никогда не забываем о том, что именно в водах Днепра исторически произошло празднуемое событие", - добавил священник.
В киеве празднование 1026-летия со дня крещения Руси проходит в торжественно-поминальной обстановке по недавно скончавшемуся митрополиту Владимиру, а потому официальные делегации из Москвы и поместных православных церквей мира в этом году на ежегодные тождества не приглашались, сообщил РИА "Новости" руководитель пресс-службы Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) протоиерей Георгий Коваленко.
"Мы не приглашали гостей. С одной стороны, это обусловлено тем, что не прошло еще 40 дней после успения блаженнейшего митрополита Владимира. С другой - этот год не юбилейный. Думаю, что гости у нас будут в следующем году, когда будет отмечаться 1000-летие успения святого князя Владимира. Так что на этот раз праздник будет сугубо наш - в честь киевского святого равноапостольного князя Владимира", - сказал Коваленко.
Митрополит Владимир, возглавлявший УПЦ МП с 1992 года, скончался 5 июля на 79-м году жизни, выборы нового Киевского митрополита состоятся 13 августа на поместном соборе епископов УПЦ МП.
27 июля на Владимирской горке викарные архиереи и духовенство Киева совершили молебен. Главное же мероприятие проходит 28 июля - на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры было отслужено традиционное богослужение, в котором приняли участие все иерархи УПЦ МП. Накануне Григорий Коваленко сообщил, что в Киеве ожидают также не только жителей украинской столицы и местное духовенство, но и паломников со всей Украины и всего православного мира. Двери Лавры в этот день будут открыты для всех", - добавил собеседник агентства.
История праздника
Первое официальное празднование крещения Руси произошло в 1888 году по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева. Юбилейные мероприятия проходили в Киеве: в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор, открыт памятник Богдану Хмельницкому, совершены торжественные богослужения. В русском зарубежье отмечалось также 950-летие этого события.
Процесс подготовки празднования 1000-летия крещения Руси совпал с "перестройкой" и политикой "гласности" в СССР. Руководство СССР проявило интерес к празднованиям: одним из знаковых событий стала передача в 1983 году во владение Московской патриархии части строений бывшего Свято-Данилова монастыря, в котором была возрождена монашеская жизнь и создан духовно-административный центр.
Кульминацией торжеств 12 июня 1988 года стало сослужение в Даниловом монастыре многочисленных православных иерархов со всего мира. Затем празднования переместились в Киев, где в последний день торжеств десятки тысяч участников стали свидетелями первого за почти тридцатилетний период богослужения в Киево-Печерской Лавре. В дальнейшем в течении всего года по стране проходили мероприятия, приуроченные к памятной дате.
Главным итогом торжеств стал мощный импульс к возрождению церковной жизни в СССР.
Крещение Руси произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, Церковь - святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.
Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и "вещей девы" Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.
Сильная в военном отношении Русь оказалась окруженной менее сильными, но более просвещенными государствами. Все чаще на Руси было слышно слово проповеди истинной веры, появились и первые русские мученики за Христа, обличавшие служение идолам.
Предание гласит, что в 983 году, после удачного военного похода, Владимир решил принести человеческую жертву языческим богам. Было решено выбрать ее при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, будучи христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Тогда обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые христианские мученики на Руси, память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 25 (12 по старому стилю) июля.
Как повествуют летописи о "выборе вер" ("испытании вер"), к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи - иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников.
Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Однако Владимир не сразу принял христианство.
В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя на Украине) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…" Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.
Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий - в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.
Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.