В своем докладе он заявил, что Церкви нужно научиться говорить на тех языках, которые понятны в пространстве школы, СМИ, интернета, массовой культуры. Церковь, по словам ее представителя, должна научиться в этом пространстве "максимально ясно артикулировать то, что наш народ хочет сказать и себе, и окружающим о своем будущем", сообщает "Интерфакс".
Нужно, считает священник, учиться говорить "разными языками, в том числе языком клипа, лозунга, поступка, примера". Пока же часто получается так, что люди, понимающие чаяния народа, "говорят академическим языком, или языком СМИ прошлого века, или языком храмовой проповеди", констатировал он.
При этом Чаплин указал на то, что Церковь ведет диалог с самыми разными людьми - с властью и оппозицией, либералами и консерваторами, с представителями разных культур. В храме, где он служит, "почему-то все чаще и чаще собирается много людей либеральных убеждений", и он старается уделять им максимальное внимание, добавил глава ОВЦО.
Однако, сказал Чаплин, такой диалог ведется при понимании того, что в обществе есть "моральное, духовное, идейное большинство, которое имеет полное право на то, чтобы определять будущее страны и иметь приоритеты в диалоге как с властью, так и с Церковью".
"Церковь никогда не пойдет на то, чтобы поверить в химеры, которые пытаются представить свое мнение, мнение узкой группы людей мнением всего общества и начать диктовать свою волю, начать убеждать Церковь в том, что она должна отказаться от своего вероучения, от своих ценностей, традиций, от Христа и Евангелия для того, чтобы быть приемлемой для этой узкой группы людей", - заявил Всеволод Чаплин.
"Мы знаем наш народ. Мы общаемся с ним в храмах и монастырях, на разных встречах - каждый день. Мы знаем, чего он хочет, как он думает, как он хочет видеть свое будущее", - подчеркнул он.
По словам священника, сегодня в некоторых частях информационного пространства, то есть в некоторых СМИ, элементах блогосферы, доминирует "тусовка из нескольких тысяч человек - в самом лучшем случае, а некоторые говорят, что из нескольких десятков человек".
Эти люди обладают определенными ресурсами, возможностями внешней поддержки, но "по многим вопросам жизни страны, ее развития, прошлого и будущего исповедуют взгляды, прямо противоположные взгляду большинства", отметил он.
Представитель Московского патриархата призвал сделать все, чтобы представления большинства общества о собственном будущем были активно выражены в пространстве школы, СМИ, интернета, культуры, в том числе массовой.
Говоря об опыте советской жизни, Чаплин отметил, что из всех гонений Церковь всегда выходит победительницей.
"При всем уважении ко многим достижениям советской эпохи я считаю, что грандиозной, фатальной, то есть стоившей жизни, ошибкой тогдашней власти была попытка изгнать религию из жизни общества. Это никогда не получалось ни у кого и никогда ни у кого не получится", - заявил священник.
По его словам, религиозное сообщество страны оказалось "сильнее Сталина, советских властей в самый мощный период их развития". По словам Чаплина, Церковь - в первую очередь через мирян, "это естественный, неистребимый участник общественных процессов, и к этой мысли все, кто составляет наше общество, в том числе наши критики, должны привыкнуть".
Представитель Церкви заявил, что еще в начале 1980-х годов ясно осознавал, что советской власти придет конец и что православные "гораздо сильнее ее". "Мы научились тогда побеждать, и тем более мы должны быть настроены на победу сейчас, когда нам противостоят мощные, крикливые силы, силы, способные на мощные информационные кампании, но которые не умнее, не сильнее нас и у которых, поверьте мне, меньше воли, чем у нас. И мы победим и в этом случае тоже. Я в этом совершенно убежден", - подчеркнул он.
Признав, что религиозные общины, в частности, Русская церковь, понесли многие человеческие жертвы при советской власти, Всеволод Чаплин заявил, что "мученики - это победители", хотя с точки зрения обычной человеческой логики "эти люди проиграли, потому что были отправлены в тюрьмы, лагеря, ссылки или были убиты".
"Но во многом благодаря мученикам религиозные общины и, в частности, православная, даже при Сталине не были полностью уничтожены", - сказал священник.