Индийские политики все чаще обращаются к наследию Шри Чайтаньи, видя в нем рецепт мирного существования
Gaura / Wikipedia.org
Индийские политики все чаще обращаются к наследию Шри Чайтаньи, видя в нем рецепт мирного существования.

Накануне президент Индии Пранаб Мукерджи принял участие в праздновании 500-летия со дня прихода Шри Чайтаньи Махапрабху (1486-1534) в священный город Вриндаван, назвав его одним из величайших святых в традиции бхакти - пути служения Богу с преданностью и бескорыстием.

В своей речи, посвященной этому событию, президент подчеркнул, что Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал любовь, равенство, милосердие и гармонию. Пранаб Мукерджи призвал народ принять это послание великого святого и обновить общество.

"Благодаря его киртанам (совместному пению во славу Бога), равных которым по мелодичности и красоте просто нет, вайшнавская традиция получила распространение на бенгальском языке. Шри Чайтанья Махапрабху своим собственным примером показал, что такое проповедь, распространение преданного служения и всеобщее воспевание. Он проповедовал философию преданности Богу на Своем личном примере", - приводятся слова президента в пресс-релизе Центра обществ сознания Кришны в России.

Индийский президент отметил, что жизнь в многообразии и поиск единства в различиях - это те принципы, которые Индия воплощала в жизнь на протяжении многих веков. "Многих людей удивляет то, как народ Индии сумел сохранить такое разнообразие в рамках одной системы управления, одной Конституции и законодательства", - сказал он. Ответ на этот вопрос, по его словам, кроется в цивилизационных ценностях Индии.

"Единство народа Индии стало возможным благодаря ценностям нашей цивилизации и культуры. Из глубины веков до нас дошли эти ценности, и мы сохраняли их, и теперь они - неотъемлемая часть нашей жизни", - добавил он. Президент Мукерджи также заметил, что учение Шри Чайтаньи Махапрабху продолжает находить отклик в современном мире.

В праздновании приняла участие и знаменитая в прошлом кинозвезда, а ныне депутат Индийского парламента Хема Малини. Речь Хемы Малини, по мнению индийских СМИ, была преисполнена преданности. Она началась с восклицания "Радхе, Радхе!", а затем последовал стих из "Чайтанья-чандрамриты" (молитвенное произведение Прабходананды Сарасвати Тхакура, современника Шри Чайтаньи). Хема Малини была единственной из гостей, процитировавшей стих на санскрите:

ананда-лиламайя-виграхайя
хемабха-дивья-ччхави-сундарайя
тасмаи маха-према-раса-прадайя
чаитанья-чандрая намо намас те

"О Господь Чайтанья Чандра (Луноликий Чайтанья), Твой образ наполнен блаженными играми, цвет Твоего тела столь же великолепен, как золото, а в качестве милостыни Ты раздаешь нектар чистой любви к Господу Кришне. Я в глубоком почтении склоняюсь пред Тобою. Я в глубоком почтении склоняюсь пред Тобою".

Хема напомнила собравшимся, что приход сюда в свое время Чайтаньи Махапрабху повлиял на развитие Вриндавана и Матхуры (Матхура - это избирательный округ Хемы Малини) и что ее задача как парламентария состоит в повышении культурного уровня населения этого региона, а именно в сохранении и распространении в нем духовных ценностей. Также она призналась в своих особенно теплых чувствах к Божеству Радха-Рамана, поскольку Гопала Бхатта Госвами (святой, установивший это знаменитое вриндаванское алтарное божество Кришны) был родом из Шрирангама (священный город в Южной Индии), в котором она родилась.

Вриндаван - одно из древнейших в Индии и по всем мире священных мест. Город расположен в исторической области Врадж, приблизительно в 130 км к югу от Дели по дороге на Агру. Именно здесь свыше пяти тысяч лет назад проходило детство Господа Кришны, сопровождавшееся бесконечными развлечениями и подвигами. Сегодня достопримечательности Вриндавана, который называют "городом пяти тысяч храмов" (на самом деле их там в несколько раз больше, потому что Кришне и Его вечной спутнице Радхе тут поклоняются в каждом доме), влекут к себе паломников и искателей истины со всего мира. Своим первым возрождением Вриндаван, который к средним векам целиком порос бурьяном, обязан Шри Чайтанье, велевшему Своим ученикам и спутникам - Госвами Вриндавана - вернуть городу Кришны его былую славу, что те и сделали в кратчайшие сроки. А свое второе рождение Вриндаван пережил уже во второй половине XX века, и связано это с началом проповеди индийского религиозного деятеля и просветителя Сравнительно недавно парламентарий Хема Малини взяла селение Равал (священное место явления Шримати Радхарани) под свою личную и государственную опеку, претворяя в жизнь объявленную премьер-министром Нарендрой Моди государственную социальную программу "Сансад Адарш Грам Йоджана" по облагораживанию сельской глубинки. "Народ воспевает "Радхе, Радхе!" по всей деревне, но никто не размышляет всерьез над тем, как развивать эту местность, простирающуюся на том берегу Ямуны", - посетовала Хема Малини в интервью информационному агентству IANS. "Я намерена вернуть Равалу его былую славу, нанеся его на карту туристических достопримечательностей. Деревня станет символом прав и возможностей женщин", - подчеркнула она.

Хема всегда с особым трепетом относилась к Кришне и Шримати Радхарани, видя в благоустройстве святых деревень не только свой долг депутата, но и долг гражданина в отношении уникального духовного наследия прошлого, сообщают индийские СМИ.

В центре внимания индийских политиков находится и личность Шри Чайтаньи Махапрабху, известного в истории также под именем Золотой Аватары Кришны и Наимилостивейшего Аватары Кришны. В свое время Индира Ганди, обращаясь к духовному наследию Шри Чайтаньи, выступила с призывом к нации и всем людям доброй воли. "Смысл таких духовных встреч, как эта, в том, чтобы определить, каким образом бхакти может принять практические формы, каким образом она может войти в сердце каждого, - заявила Индира Ганди на торжественной церемонии в честь Шри Чайтаньи. - И именно поэтому я тоже приняла участие в сегодняшнем праздновании. Мое присутствие или отсутствие не усилят в людях веру. Но мне хотелось выразить свою твердую убежденность, что современный мир страдает от своего рода жажды и голода, которые не утолит никакой материальный комфорт и материальный прогресс".

"Нет ничего удивительного в том, что на фоне последних событий в мире и связанным с этим ростом тревоги и обеспокоенности за судьбу цивилизации обращение к наследию и наставлениям святых личностей, таких, как Шри Чайтанья Махапрабху, становится особо актуальным", - считает вице-президент ЦОСКР Радха-Дамодар-дас (Сергей Зуев). По его словам, "послание Шри Чайтаньи стоит выше социальных различий и способно по-настоящему примирить людей, что он доказал своим собственным примером свыше 500 лет назад".

Впервые о Шри Чайтанье вне Индии узнали благодаря бенгальскому святому Бхактивиноду Тхакуру (1838-1914), который еще в 1880 году отправил в университеты Европы и Америки брошюру об учении Шри Чайтаньи. Массовое знакомство с философией бхакти на Западе и даже на Востоке началось опять-таки в середине XX века - с ростом духовно-просветительского движения "Международное общество сознания Кришны" (ISKCON). В следующем году Общество сознания Кришны отметит свое 50-летие.