"Вайшнавы пользуются для исчисления важных дат лунным календарем, поэтому даты получаются как бы "скользящими", - пояснил член Национального совета Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Сергей Зуев (духовное имя - Радха-Дамодар-дас). - Так получилось, что главный праздник вайшнавов, Гаурапурнима, в этом году точно наложился на одно из самых ярких политических событий в мире - референдум в Крыму". "Мы видим в этом совпадении некий знак доброй надежды на то, что конфликт будет скорейшим образом урегулирован и не отразится на исторически братских отношениях между российским и украинским народами", - приводит слова Сергея Зуева Отдел по связям с общественностью ЦОСКР.
"Противоречия, которые неизбежно возникают в материальном мире, не должны перерастать в насилие, - убежден вайшнавский лидер. - Решать споры следует только путем диалога, основываясь на духовном наследии, к которому люди даже в наш век испытывают уважение. В свое время Шри Чайтанья продемонстрировал то, как можно на основе духовного знания не только снять противоречия, вызванные исключительно телесными представлениями о жизни, но и сблизить людей самых разных народностей, традиций, национальностей и вер, поставив во главу угла совместное прославление Бога".
Название праздника Гаурапурнимы происходит от "гаура" (золотой) и "пурнима" (полнолуние). "Гаурой" называли Чайтанью за цвет его тела, сияющего как золото. Явление Шри Чайтаньи произошло в полнолуние месяца Пхальгун (февраль-март) 1486 года в исторической области Навадвипа ("девять островов"), на территории нынешней Западной Бенгалии.
Шри Чайтанья родился в семье Джаганнатхи Мишры и Шримати Шачиматы. При рождении родители дали ему имя Нимай, поскольку он родился под деревом нима. Это дерево сохранилось до сих пор, и оно также считается объектом почитания. Чайтанья с детских лет поражал всех своим сверхчеловеческим интеллектом, который был уникален даже для Навадвипы, считавшейся тогда центром учености во всей Индии. Вскоре он открыл свою школу санскритской грамматики, а в возрасте 24 лет принял санньясу (отречение от мира), став странствующим монахом и проповедником.
В те годы Шри Чайтанья стал, пожалуй, наиболее яркой фигурой в жизни практически всей Индии, несмотря на то, что большинство провинций страны находились под властью правителей династии Великих Моголов, насаждавших исламскую культуру и преследовавших индуистов. Поднятое Чайтаньей движение санкиртаны (всенародного пения имен Кришны) охватило не только всю Бенгалию (тогда еще не разделенную на западную, оставшуюся в составе Индии часть и часть восточную, ставшую впоследствии государством Бангладеш), но и другие области средневековой Индии. Фактически Шри Чайтанья возродил классическую бхакти - ведическую традицию служения Богу с бескорыстием и преданностью. Шри Чайтанья провозгласил пение имен Бога "единственным путем к совершенству в нашу эпоху Кали (век раздоров и лицемерия)".
С религиозной точки зрения, Шри Чайтанью считают "самым милостивым воплощением Кришны", а с социальной - великим реформатором, последовательно выступавшим против монополии кастового брахманизма на духовное освобождение души.
Во времена Шри Чайтаньи проповедью "санкиртаны" (массового пения имен Бога) были охвачены вся Бенгалия, Орисса, области центральной и даже традиционно консервативной дравидийской (южной) Индии - практически весь Индостан, включая Восточную Бенгалию (ныне Бангладеш). Шри Чайтанья установил дхарму (божественный, незыблемый закон) для нынешней эпохи - совместное пение святых имен Бога. Он проповедовал учение "непостижимого единства и различия" живого существа (души) и Всевышнего Бога. Шри Чайтанья оказал сильнейшее влияние не только на реформы религиозных доктрин Веданты, но и на традиционное театральное искусство. Именно Шри Чайтанью считают основоположником народного бенгальского театра "Джатра".
Вместе с тем Шри Чайтанья - одна из самых загадочных личностей в истории человеческой цивилизации. Его жизнь окутана завесой тайн, несмотря на довольно подробное описание в трудах его последователей. Вайшнавы убеждены, что Чайтанья - это сам Кришна, явившийся в образе человека, чтобы показать пример преданности Богу. В книгах описываются многие случаи чудес, явленных Чайтаньей. Однажды на его ладони моментально ожило и проросло семечко манго. Всего за несколько минут из семечка выросло деревце, которое даже принесло плоды, причем это не было сезоном цветения манго. В другой раз Чайтанья одним лишь прикосновением исцелил больного от тяжелой кожной болезни. Когда он пребывал в состоянии экстатического мысленного созерцания деяний Кришны, его тело увеличивалось до немыслимых размеров. А в другой раз, будучи глубоко погруженным в молитвенное состояние, он был унесен океаном, и когда спустя долгое время один рыбак случайно выловил Чайтанью сетью, обнаружилось, что со святым ничего не произошло.
Известна история о том, как Шри Чайтанья принял вызов одного горделивого мудреца, возомнившего себя непобедимым спорщиком. Мудрец на ходу сочинил и выпалил сразу сто санскритских виршей во славу реки Ганги, причем в рифму и, как ему показалось, совершенных по ритму и внутреннему содержанию. Однако Чайтанья не оставил гению никаких шансов. Он не только моментально запомнил все сто стихов, но и точно воспроизвел один из них, откуда-то из середины, сделав глубокий научный анализ стиха и указав поэту на отход от правил санскритской классической поэзии.
Жизнеописание Шри Чайтаньи приводится в таких священных для гаудия-вайшнавов (последователей бенгальского вайшнавизма), как "Чайтанья-чаритамрита", "Чайтанья-мангала" и "Чайтанья-бхагавата".
Мистическим был и уход Золотого Аватара в 1534 году. В красивой легенде рассказывается о том, как в возрасте 48 лет Чайтанья вошел в храм Тота Гопинатхи, находящийся в Джаганнатхапури (штат Орисса), и больше его никто никогда не видел. Когда спутники Чайтаньи бросились на поиски, то обнаружили на бедре божества Кришны в алтаре храма сияющий золотой рубец, которого раньше никогда не было. Этот след можно и сегодня увидеть в том храме.
После ухода Чайтаньи река Ганга затопила Навадвипу, и место его явления было, казалось, утрачено навсегда. Однако как-то раз Бхактивинод Тхакур (1838-1914), судья и магистрат священного города Джаганнатхапури, заметил с крыши своего дома в Навадвипе свечение непонятной природы, струившееся в небо на другом берегу Ганги. Предчувствуя разгадку многовековой тайны, Бхактивинод взвалил на спину корзину с немощным старцем Джаганнатхой-дасом Бабаджи и поспешил туда. Едва он приблизился к свечению, как старец с юношеской легкостью выпрыгнул из корзины и затанцевал. Так было найдено точное место явления Чайтаньи. Теперь здесь находится храм Йогапитх.
Историографы Индиры Ганди приводят ее выступление во время церемонии в Дели, посвященной 500-летию со дня явления Шри Чайтаньи: "Я не верю, что бхакти, любовь к Творцу, можно отнять у людей. Бхакти никогда не может исчезнуть. Бхакти должна существовать вечно, независимо от того, в каком положении мы находимся. Наша страна дала миру множество святых. Некоторых из них мы по своему невежеству унижали. Скольким из них выпала нелегкая доля, скольких из них мы поносили и оскорбляли, сколько их ушло, так и не узнав, приняли ли мы всерьез то, чему они учили. Но это не заставило их прекратить свои старания. Только ничтожные люди могут испугаться угроз и оскорблений. Но те, кто осознает важность своей миссии, черпает силу даже в страданиях, которые причиняет им мир. Можно причинить вред их телу и даже уничтожить его, но их идеи и миссию уничтожить нельзя. Мы питаем уважение к религии, даже если не следуем ей в своей повседневной жизни. Мы преклоняемся перед высшими идеалами. Святые, отрекшиеся от материальной жизни, посвятившие себя духовным поискам, не проявляющие интереса к мирской жизни, пользуются уважением в нашем народе, особенно среди бедных людей. Это одна из причин, по которой бхакти живет в нашей стране.
Смысл таких духовных встреч, как эта, в том, чтобы определить, каким образом бхакти может принять практические формы, каким образом она может войти в сердце каждого. И именно поэтому я тоже приняла участие в сегодняшнем праздновании. Мое присутствие или отсутствие не усилят в людях веру. Но мне хотелось выразить свою твердую убежденность, что современный мир страдает от своего рода жажды и голода, которые не утолит никакой материальный комфорт и материальный прогресс".
Говоря о значимости Шри Чайтаньи и его реформаторства, некоторые западные исследователи сравнивают Чайтанью с Лютером (даже называют его "индийским Лютером"). Внешне он своей проповедью бросил вызов кастовости, которая разрушила принципы справедливой и точно выверенной ведической социально-духовной варнашрамы. Но прежде всего, приход Чайтаньи был революционен, потому что он остановил опасный крен общества в сторону утопической философии имперсонализма. Фактически, Чайтанья стал мощным мировоззренческим противовесом бессмысленности. Его приход, как резонно полагают исследователи Средневековья, стал логической кульминацией многовековой ожесточенной борьбы различных философских школ и доктрин, опирающихся на классическую Веданту, но по-разному ее понимающих. Если пришествие Будды и его философия, распространенная по всему Индостану и далеко за его пределами императором Ашокой, были продиктованы необходимостью остановить бессмысленное убийство животных, оправданное якобы необходимостью жертвоприношений, для чего Будда должен был отвергнуть авторитет Вед, то пришедший позже Шанкара (788-820) должен был этот авторитет восстановить.
Шанкара своей проповедью вытеснил буддизм из Индии, заменив его имперсонализмом. Но позже Рамануджа (1017-1137) и Мадхва (1239-1319), нанеся сокрушительные удары по маяваде (имперсональному учению о Боге) Шанкары, сместили акценты именно к доктрине Бога-личности, что и было изначально присуще Ведам. Хотя противостояние имперсонального и личностного учений о Боге сохраняется до сих пор, тем не менее, сведенное Чайтаньей воедино учение о Боге-личности открывает невероятные возможности для распространения и утверждения именно такого представления об Абсолютной Истине в странах мира, пораженных вирусом имперсонализма, прежде всего в странах западного мира. По сути, ключевые проблемы современного мира и вызваны как раз смещением акцентов в сторону либо имперсонального понимания Истины, либо вообще отрицания Бога. Когда конфликт сознания и быта доходит до своего апогея, что в истории западного мира часто выражается во всплеске нонконформизма, резко возрастает потребность обращения к бескомпромиссным духовным, кажущимся революционными идеям. Этим отчасти объясняется живость и жизненность волны персонального учения вайшнавизма (кришнизма), охватившей западные страны в середине прошлого столетия.
Наиболее грандиозные торжества по случаю Гаурапурнимы проходят в Навадвипе, прежде всего в Маяпуре, который считается "столицей" вайшнавов. Празднованию Гаурапурнимы здесь предшествует многодневное пешее паломничество (парикрама) последователей этой традиции со всего мира по местам явления и деяний Чайтаньи. В последние годы рекорды по числу паломников из разных стран мира бьет Россия, откуда сюда приезжают свыше тысячи вайшнавов. Сильно возросшее влияние и авторитет российских вайшнавов выражается и в том, что в Маяпуре даже появился "русский квартал", а одним из лидеров местной вайшнавской общины стал опять же выходец из нашей страны. Несколько лет назад в священном городе Маяпуре, считающемся столицей традиции бенгальского вайшнавизма (кришнаизма), были установлены самые большие в мире металлические божества (мурти) Шри Чайтаньи и его ближайших сподвижников. Статуи отлиты из сплава восьми различных металлов. Высота каждого мурти достигает 2,5 м, а вес более двух тонн.
Празднование Гаурапурнимы длится, как правило, несколько дней, завершаясь "пиром Джаганнатхамишры". По традиции в Индии после рождения сына отец собирал людей со всей округи и принимал их как гостей, угощая их и благодаря за благословения.
В день Гаурапурнимы вайшнавы постятся до восхода Луны (именно в такое время суток родился Шри Чайтанья) и поют мантры с именами Кришны. Принято раздавать друг другу подарки духовного содержания.
В западном мире традиция бенгальского вайшнавизма начала широко распространяться, начиная с конца 60-х годов прошлого века благодаря известному вайшнавскому санньяси (монаху) Бхактиведанте Свами Прабхупаде (1896-1977), основавшему Общество сознания Кришны. Современные вайшнавы (кришнаиты), в том числе последователи Общества сознания Кришны, считаются продолжателями учения Шри Чайтаньи.
По времени Гаура-пурнима почти совпадает с другим популярнейшим индийским праздником - Холи, праздником "красок", когда люди обливают друг друга красками и осыпают разноцветной пудрой. Этот веселый праздник связан с именем Кришны, хотя существуют и другие толкования его происхождения.