Встреча началась с демонстрации фрагмента видеоинтервью Александра Меня. Его расспрашивали о системе образования, и священник, вспоминая свои школьные годы, с сожалением говорил об атеистическом образовании, которое, напомнил он слова Ушинского, есть "безголовый урод". Священник говорил также о подлинном учителе-наставнике, задача которого - не информацию детям дать, а "научить мыслить, чувствовать, любить". Это интервью было записано ровно 25 лет назад, и теперь российская система образования не просто далека от этого идеала, но и, похоже, двигается в противоположную сторону, отмечали выступавшие.
Как бы Александр Мень отреагировал на тревожные процессы, развивающиеся сейчас в российском обществе? Поставив это вопрос, ведущий вечера - историк, поэт и публицист Владимир Илюшенко, хорошо знавший отца Александра, выразил уверенность, что он бы "противостоял злу, опираясь на принцип "побеждай зло добром".
Илюшенко помнит, что за неделю до гибели отец Александр предупреждал своих чад, что "наступают очень тяжелые времена", хотя многим это было странно слышать в атмосфере новых свобод, перемен и надежд 1990 года. Но священник предупреждал также, что в христианстве, которое многие открыли тогда для себя, не стоит искать комфорта "тихой пристани". Истинное христианство - это "риск", "экспедиция необычайной трудности и опасности", говорил Александр Мень. "Насколько хватит сил, мы, его духовные дети, будем следовать за ним", - сказал Владимир Илюшенко.
"Придет время, и Господь предоставит нам амвон размером с мировое телевидение. Нам надо быть готовыми к этому", - о таком напутствии Александра Меня вспомнила директор ВГБИЛ Екатерина Гениева, которая сама не смогла присутствовать на вечере, но отправила его участникам целое послание.
По ее словам, в первые годы религиозной свободы именно с подмосковным священником, книги которого знали уже за пределами России, были связаны многие начинания: он не только первым обратился к миллионам с проповедью через телевидение, но и первым заговорил о возвращении А. И. Солженицыну гражданства, первым пошел со своими прихожанами в больницы и основал там служение милосердия. Он начал многое из того, что сейчас очень востребовано в церковной жизни.
Так, протоиерей Александр Борисов привел в пример приходские евангельские группы и то, что сейчас называется "приходским консультированием". В годы советских антирелигиозных запретов Александр Мень благословлял своих чад делать это тайно, а теперь священноначалие на самом высоком уровне рекомендует такие формы внебогослужебного общения на каждом приходе.
На вечере вспоминали также, что Александр Мень положил начало реальному межрелигиозному диалогу: его духовные чада рассказывали о встрече священника с имамом из Дагестана, которая состоялась в Большом зале ВГБИЛ незадолго до гибели отца Александра.
"Отец Александр глубоко знал Коран, а Магомед Расул Мугумаев цитировал Библию", оба они говорили о стремлении к миру и согласию тех, кто по-настоящему верит в Единого Бога, вспоминал Владимир Илюшенко. А Екатерина Гениева отметила, что сегодня особенно важно помнить завет отца Александра: "Умейте вести диалог, слушайте не только себя, но и своих оппонентов, будьте терпимыми, толерантными, милосердными. Никогда не забывайте, что в самую трудную минуту, если вы не измените себе, своим убеждениям, Господь обязательно придет вам на помощь".
В послании Екатерины Гениевой говорилось также, что через свои книги, которые переведены на 37 языков, отец Александр "стал близким, дорогим и необходимым для многих людей не только в России, но и в Италии, США, Бразилии, Израиле и других странах". Подтверждением этих слов стало выступление духовного сына отца Александра, переводчика Леонида Харитонова. В 1990-е годы ему пришлось работать в Москве с футбольным тренером из Уругвая, для которого книга "Сын Человеческий" стала поворотным моментом в жизни. По словам спортсмена, он всегда считал себя христианином, но именно отец Александр стал для него "путеводной звездой", через свою книгу он смог донести главное: ты можешь верить, молиться, ходить в церковь, но без любви жизни нет.
Протоиерей Александр Борисов также подчеркнул главное в личности своего духовного наставника: "Вера, действующая любовью, - это и было главным в отце Александре".
"Отец Александр - из тех настоящих пастырей, которые приводят не к себе, а ко Христу", - отметил священник Сергий Круглов. Он рассказал о том, какую роль в его приобщении к христианству сыграли книги отца Александра, тайно распространяемые в далеком Минусинске в 1990-е годы. Сергий Круглов прочитал на вечере свои стихи, а композитор Леонид Тимошенко исполнил фортепьянную композицию "Храм истины", написанную после прочтения книги Александра Меня "Сын Человеческий".
На вечере выступили также режиссеры Андрей Смирнов, который рассказал о своем опыте общения с отцом Александром, и Гарри Бардин. Его анимационный фильм "Адажио" многими воспринимается как притча о жизни и смерти Александра Меня.