Проблема поднята представителями нескольких музеев в связи с разработкой законопроекта, детализирующего возвращение имущества религиозным организациям, которым они уже в большинстве случаев, пользуются.
"На 80% вся дискуссия вокруг закона проходила в условиях подмены тезисов: мы говорим о том, что разрабатывается закон о передаче в собственность, в ответ получаем аргумент - вы не сможете сохранить иконы, которые вы отберете. То есть, получается разговор автопилота с автоответчиком", - заметил Легойда. "Это не значит, что нет проблем, о которых говорят музейщики, они существуют, но они не касаются закона, о котором мы говорим", - подчеркнул он.
"Церковь с полным пониманием относится к комплексу проблем, но она предлагает их решать вместе. Давайте смотреть на шаги, которые предпринимает Церковь - недавно создан патриарший совет по культуре. Это церковный орган колоссального статуса, его возглавляет сам Патриарх. В ближайшее время будет утвержден состав патриаршего совета, в который обязательно войдут представители музейного сообщества", - сообщил Легойда.
В свою очередь, руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения Чернега заметила, что механизм ответственности собственника давно разработан и прописан в других законах. "В законе об объектах культурного наследия очень хорошо определены меры ответственности собственника объекта культурного наследия за любую порчу, утрату и так далее", - уточнила Чернега.
Заместитель министра экономического развития РФ Юрий Манылов, один из разработчиков закона, предложил руководителям музеев сформулировать свое видение условий, при которых возможно достойное содержание памятников культуры в религиозных организациях. "Давайте конкретизировать. Мы предлагаем составить перечень требований к существованию этих объектов вне музейного учреждения", - сказал Манылов, пообещав учесть эти предложения в законопроекте.
При этом он твердо убежден, что "религиозное имущество, ценности, должны быть в руках религиозных организаций". Признавая беспокойство представителей музеев и уважая их позицию, Манылов при этом заметил, что "нельзя доводить до абсурда и отсекать имущество религиозного назначения от непосредственного потребителя". "Давайте создадим такие условия, чтобы ценности сохранялись независимо от собственника - находятся ли они в руках музеев или не в музеях", - призвал представитель министерства.
Он также обратился к религиозным организациям предоставить сведения о юридическом состоянии своих объектов. Четкой статистики о статусе собственности имущества в религиозных организациях нет, заметил замминистра.