По мнению Всеволода Чаплина, при доработке законопроекта его авторам следовало бы иметь широкие консультации с родительскими объединениями, педагогическим сообществом, религиозными организациями и другими общественными механизмами
Архив NEWSru.com
В Московском Патриархате поддерживают идею принятия закона, направленного на защиту прав детей, однако предлагают внести в него целый ряд уточнений.

"Мне думается, что у этого законопроекта здравая основа, и многое из того, что он предлагает, действительно направлено на защиту детей, живущих в нашем обществе, от различных безнравственных действий, в том числе от безнравственной информации, посягательств, преступного невнимания со стороны педагогов, социальных работников, медиков, а иногда и собственных родителей", - заявил сегодня порталу "Интерфакс-Религия" глава синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Так он прокомментировал законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" и отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения гарантий прав детей на надлежащее воспитание". Документ, в разработке которого участвовали главы нескольких думских комитетов, был внесен в Госдуму в начале мая.

По словам священника, в законопроекте, "к счастью, ничего не говорится о так называемой ювенальной юстиции". Более того, добавил он, "специалисты утверждают, что, по нашей Конституции, введение такого вида юстиции невозможно".

"Законопроект действительно предлагает повысить внимание к посягательствам на детей, но использовать для этого традиционные механизмы, уже имеющиеся в нашем государстве", - отметил Всеволод Чаплин. В то же время, по его словам, под жестоким обращением в законопроекте понимается в том числе пренебрежительное отношение и психическое насилие.

"Эти понятия можно трактовать весьма и весьма широко, поэтому, на мой взгляд, их нужно предельно ясно определить в законе, чтобы он не послужил причиной для радикального отказа общества от любого воспитания и от любого проявления родительской мудрости, предупреждающей детей от неправильных поступков", - считает собеседник агентства.

По его мнению, закон должен "больше говорить не только о воспитании в уважении к родителям, к России, ее истории, традициям и культуре, но и о реализации права родителей на то, чтобы их дети получали образование и воспитание в духе тех убеждений, которых придерживаются в конкретной семье".

"Это международно признанное право, и, на мой взгляд, закон должен ясно подтвердить необходимость его реализации", - подчеркнул представитель Русской церкви.

Он указал на то, что в законопроекте говорится о необходимости защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, духовному и нравственному здоровью и развитию. В этой связи отец Всеволод выразил мнение, что "было бы неплохо прописать ответственность за навязывание детям такой информации".

По мнению священника, при доработке законопроекта его авторам следовало бы иметь широкие консультации с родительскими объединениями, педагогическим сообществом, религиозными организациями и другими общественными механизмами.

Напомним, что представитель Главного раввина России Берла Лазара (Федерация еврейских общин России) по связям с общественными организациями и госструктурами Андрей Глоцер подверг накануне критике внесенный в Госдуму законопроект. В случае его принятия он нанесет детям вред, считает Глоцер.

"С нашей точки зрения, в нем содержится ряд недостатков, способных нанести серьезный урон семье. Задуманный как инструмент, защищающий права детей, он на самом деле будет причинять им больше ущерба, поскольку даст поле для произвола чиновников органов опеки, милиции и судов", - заявил Глоцер.

По мнению собеседника агентства, "вмешательство государства в такую тонкую и личную сферу, как воспитание детей, вообще говоря, не представляется желательным и является вторжением в личное пространство".

"Кроме того, в законопроекте не сказано, что же такое "духовно-нравственные ценности" и "духовное общество", соответствующие которым навыки поведения надо формировать в ребенке. Но очевидно, что дать точное определение этим понятиям вряд ли возможно, поскольку представления о "духовности" у всех разные. Особенно они отличаются у разных религиозных групп", - отметил Глоцер.

Во-вторых, продолжил он, "грубым и пренебрежительным обращением с несовершеннолетним" в соответствии с формулировкой законодателей "можно назвать любое неосторожное слово, замечание в адрес ребенка".

"Да и дети могут в данном случае легко сделать своих родителей объектом абсурдного шантажа: "Купи конфету (мотоцикл, игрушку и тому подобное), а не то сядешь в тюрьму!" - считает представитель Берла Лазара.