Лики Будды, запечатленные в удивительных творениях архитекторов и художников, сохранились в этих странах, несмотря на войны и междоусобицы. Все они, получив национальные черты, прекрасны в своем едином предназначении - нести свет и благословение Дхармы. Именно поэтому автор сознательно не стал располагать фотографии в соответствии с делением на страны, отмечается в информации о выставке, опубликованной порталом "Буддизм в Калмыкии".
"Пусть лики Будды в Китае соседствуют с бирманскими статуями и храмами, - говорит Роман Анощенко. - Так люди будут видеть, что Просветление, отраженное в искусстве разных стран особенным образом, нельзя додумать или исказить, как нельзя изменить нашу пробужденную природу".
В своей довольно пестрой экспозиции фотограф-любитель, паломник, проехавший с камерой многие километры в поисках мест, связанных с Буддами и Бодхисаттвами, рассказывает о скульптурных объектах - свидетельстве живого учения, известных буддийских учителях - его проводниках, и буддистах-мирянах, на духовном пути которых образы играют важнейшую роль.
Шаджин-лама Калмыкии Тэло Ринпоче часто подчеркивает, что в современную эпоху, когда в распоряжении людей множество средств передачи информации, нужно активно использовать их в целях распространения духовности. Роман Анощенко, как бы продолжая эту мысль, говорит, что в буддизме есть такое понятие, как "вещи, сопутствующие Просветлению": "Это может быть изображение, статуя, изделия, представляющие буддийскую символику, - ваджра, колокольчик, четки. К этому же ряду я отношу фотографию. Иллюстрация откладывает в человеческом сознании определенные отпечатки, которые впоследствии обязательно дадут свои плоды".
Совершив паломничество по буддийским странам, где верной спутницей фотографу была супруга Елена Линенко, Роману захотелось показать увиденную и запечатленную красоту намоленных мест друзьям и родственникам. "Так родилась идея сделать первую в моей жизни фотовыставку, - рассказывает он. - Время нашего пребывания в путешествии было ограничено, мы все время торопились, поэтому в экспозиции почти не представлены художественные снимки".
"Бирма мне казалась страной, где вся жизнь крутится вокруг религии, - вспоминает Роман Анощенко. "Было такое чувство, что люди рождаются там для того, чтобы накопить огромное количество благих заслуг посредством строительства ступ, восстановления старинных сооружений, простираний и молитв. Я также отметил, что разные страны имеют свои традиции подношений. В Китае зачастую подносят на алтарь очень большие, метровые благовонные палочки, в Тайланде любят подносить лотосы и другие цветы, в Бирме в качестве подношений используют тонкие пластины из сусального золота, которое верующие наклеивают на статуи", - рассказывает автор.
Роман Анощенко кроме того еще и вдумчивый коллекционер, собиратель редких открыток и марок на буддийскую тематику. Вместе с фотоэкспозицией он привез в республику новую временную выставку "Буддийская почтовая история", которая сейчас размещена в необычном музее Центрального хурула - Музее истории буддизма в Калмыкии. "Я готовил эту выставку с большим желанием быть увиденным именно в Калмыкии - буддийской республике, с которой меня связывает карма и учение Будды", - говорит фотограф.
Почтовые марки и открытки буддийских стран представляют немалый интерес и ценность. Эти уникальные, редчайшие экземпляры - свидетели ушедшей эпохи, свидетели прошлого. "Роман, если можно так выразиться, не коллекционирует "в стол", - рассказывает калмыцкая художница Герел Нурова. - Он делится с нами нашей же историей, например, знакомит с видами известного дореволюционного Хошеутовского хурула, с уникальными открытками, повествующими о буддийском (калмыцком и бурятском) духовенстве России начала XX века".
Обычно на марках помещаются название государства, указание номинальной стоимости, а также надписи памятного, пропагандистского характера. На буддийских марках мы всегда видим памятники буддийской культуры, объекты веры, являющиеся визитной карточкой тех стран, откуда они прибыли. Путешествуя на конвертах по всему миру, буддийские марки пропагандируют идеи альтруизма и сострадания. Возникнув как знак почтовой оплаты почти 170 лет назад, марка стала весьма привлекательным рассказчиком. В коллекции Романа Анощенко есть марки, сделанные из ткани, фольги, марки со стереоэффектом и с эффектом рельефа.
Выставка "Буддийская почтовая история" посвящается многообразию буддийской культуры и религии. "Коллекция пополнялась в ходе путешествий по некоторым странам Азии в течение нескольких лет, - рассказывает автор. - Очень обширна география стран, выпускающих почтовые марки с темой "Буддизм", но их крайне редко можно найти. В данной выставке представлены почтовые марки Лаоса, Тибета, Кореи, Тувы, Бирмы, Шри-Ланки, Пакистана, Афганистана, Таджикистана, Китая, Вьетнама, Непала, Индонезии, Монголии, Бутана, Непала, Индии, Камбоджи".
Особое внимание заслуживают марки независимого Тибета, выпущенные в 1933-1959 годах, с изображением снежного льва, а также марки Монголии 1924 года с изображением ваджры - это была самая первая серия, выпущенная в Монголии. Интересна и серия 1926 года, связанная с Тувой: на ней представлены изображения Колеса учения.
Обе выставки будут экспонироваться в течение месяца.