В экспозицию вошли самые яркие памятники буддийского искусства - скульптура, предметы культа и декоративно-прикладного искусства, созданные мастерами Тибета, Бурятии и Монголии в XVIII-XIX веках.
Как отмечают организаторы выставки, великолепие пластики из собрания ГМИР призвано усилить звучание образов религиозного искусства, принадлежащих кисти Николая Дудко - одного из самых значительных мастеров современной буддийской свитковой живописи. Дудко прошел уникальный для русского художника-буддиста путь – от первых встреч с бурятскими ламами до обучения в Дхарамсале у личного художника Далай Ламы Сангей Еше. Персональные выставки художника с успехом экспонировались по всему миру, произведения находятся в музейных собраниях и частных коллекциях России, Голландии, США, Франции, Японии и других стран, говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте ГМИР.
Буддийская свитковая живопись (по-тибетски - танка) восходит к индийской живописи на тканевой основе – пата. Художники-ламы пишут танку на грунтованной хлопковой ткани. Они используют натуральные пигменты: растертые полудрагоценные камни – лазурит, малахит, бирюзу, киноварь. Насыщенность красок усилена использованием твореного золота и серебра. Традиционно буддийские танки являются зримым воплощением священных образов, основой для медитации и молитвы.
Николай Дудко работает в традиционной манере "менри". На выставке будут представлены классические работы. Среди них - танка "Будда Шакьямуни и шестнадцать архатов", танка "Бодхисаттва Манджушри", написанная в технике "сертан" - с использованием твореного (жидкого) золота, а также одно из лучших произведений Дудко – редкая горизонтальная многофигурная танка "Сукхавати – Чистая земля Будды Амитабхи". Отдельные свитки выполнены в традиции тибетской буддийской школы "Старых тантр". Танки с изображением основателя школы ньингмапа Гуру Падмасамбхава и гневного божества-защитника Гуру Драгпур Килая были освящены выдающимся учителем традиции дзогчен Чогьял Намкхай Норбу Ринпоче.
Выставка состоит из четырех разделов. В первом представлены материалы, демонстрирующие подготовительные этапы создания танки: специальный подрамник с натянутой тканью; образцы прорисовок священных образов; особые трафареты, позволяющие напылять рисунок на основу в технике "припороха". Раздел дополнят графические листы с изображениями различных божеств буддийского пантеона из канонического сочинения Чжанчжа Хутухты Ролби Дорже по иконографии "Древо собрания 300 изображений", копии иконометрических канонов для написания священных образов и несколько миниатюрных танок из большой живописной серии "Пантеон божеств ньингмапа".
История буддийского искусства связана с развитием отдельных учений, духовных практик и ритуалов различных школ тибетского буддизма. Три раздела выставки будут посвящены презентации памятников религиозного искусства трех школ – гелугпа, ньингмапа и кагьюпа. Две последние - ранние, нереформированные школы. Центральный экспонат комплекса ньингмапа – большая танка Дудко "Гуру Падмасамбхава". В нижней части комплекса будет воссоздан молитвенный столик ньингмапинского ламы с ритуальными предметами из фонда Музея: ваджра и колокольчик, чаша для исполнения тантрийских ритуалов, священный сосуд, барабанчик-дамару и торма – жертвенные подношения. Дополнят экспозицию скульптурные образы Гуру Падмасамбхавы, великого тибетского йогина и поэта Миларепы, изображение мистического божества Дака Зажед. Центральный экспонат раздела "Школа гелугпа" (школа добродетели): изображение основателя школы Дже Цзонхавы (1357-1419) - одна из редчайших буддийских скульптур, созданная в технике многоцветной перегородчатой эмали.
Выставка будет работать с 28 мая по 30 августа 2009 года.