В начале встречи представитель Православной церкви в Америке архимандрит Александр (Пихач) зачитал послание архиепископа Вашингтонского, митрополита всей Америки и Канады Тихона. Новая книга – это "живая память о человеке, который жил и умер в уповании Воскресения", говорится в послании. Архимандрит Александр поделился своими воспоминаниями о встречах с отцом Александром, о его лекциях в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке.
Инициатор издания и переводчик Елена Дорман представила "парадоксальную историю" книги: "отец Александр ее не писал, но очень хотел написать".
Дело в том, что в 1981 году Александр Шмеман прочитал в Свято-Владимирской семинарии цикл лекций, посвященных отношению к смерти в современном обществе, дохристианскому и христианскому ее пониманию, осмыслению заупокойного богослужения и погребальных обрядов Православной церкви. В своих дневниковых записях священник многократно упоминал о своем намерении написать книгу о смерти, но не успел. Аудиозапись этих лекций, сохраненная одним из слушателей, была расшифрована, переведена, отредактирована Еленой Дорман и превратилась в небольшую книжку.
"Эта книга появилась в нужное время: в нашем обществе вопрос о смерти начал, наконец, обсуждаться, в самых разных аспектах. Как всегда, отец Александр пришел нам на помощь вовремя", - сказала переводчица.
Анализируя отношение секулярной культуры к смерти, Александр Шмеман пишет: "Смысл смерти в современной культуре в том, что она не имеет смысла". Это в равной степени относится и к 1970-м годам в Америке, и к нынешнему времени в России, считает автор предисловия, ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин. По его словам, книга отца Александра позволяет "заново открыть литургический контекст поминовения усопших". "Это вызов нашей вере - не публицистический, не "церковно-общественный", а по существу. Эта книга является краеугольным камнем, заставляет задуматься: что такое смерть в свете Евангелия?"
Отец Александр Шмеман во введении к курсу лекций поясняет, почему он выбрал такое название: "Я употребляю здесь слово "литургия" не в его узком, исключительно литургическом значении, но в том смысле, какое оно имело в ранней Церкви, где оно обозначало существенное служение и функцию, включая в себя и церковное видение смерти, и ответ на нее". Что же касается "церковного видения", то он не предлагает "реформировать литургию смерти (упаси Бог!) или модернизировать ее (упаси Бог!)". "Для Православной Церкви пришло время… просто открыть ее (литургию смерти – прим. Ю.З.) заново, снова увидеть ее в истине и славе, то есть в ее связи с верою Церкви, со значением бессмертной смерти Христа для усопших,… для всего Творения, в ее связи с Крещением и Евхаристией, со всей жизнью Церкви и с жизнью каждого из нас, ее членов", - пишет отец Александр.
"Это книга не ответов, а - вопросов", - отозвался об издании известный библеист Андрей Десницкий. Упреждая упреки и подозрения, которые наверняка выпадут на долю этой книги, он отметил: "Какой там "модернизм"?! Здесь просто попытка разобраться, заглянуть в огромный сундук - Предание, ничего не меняя". Его коллега, завкафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры Михаил Селезнев обратил внимание на то, что в новой книге присутствует то же "отторжение внутреннего триумфализма", которым пронизаны "Дневники" Александра Шмемана. "Наследие отца Александра дает нам образ сохранения веры и радости в мире горечи и симулякров", - считает Селезнев.
О своем отношении к наследию священника говорили выступившие на вечере поэты. Cвященник Сергий Круглов о "пасхальности его веры". Он прочел стихотворение, написанное к выходу "Литургии смерти" и посвященное "не всегда простой судьбе" книг пастыря в России. В нем упоминается показательное сожжение книг священника в Екатеринбурге.
Поэт Ольга Седакова свидетельствовала о том, как воспринимали в СССР книги отца Александра и его передачи на радио "Свобода" в конце 1970-1980-х гг. Так, Сергей Аверинцев видел в послании Шмемана "эсхатологический огонь христианства первых веков". Высоко оценив новую книгу, Ольга Седакова не согласилась с некоторыми оценками дохристианских верований, которые приводит отец Александр. По ее словам, христианское и дохристианское видение смерти связаны не через противопоставление, а через "прорастание в христианстве того ожидания бессмертия, которое в прежние времена было выражено в понятии "слава".