В проекте "Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)" подчеркивается, что "православный брак есть свободный союз мужчины и женщины православного вероисповедания, заключенный в соответствии с церковными определениями и государственным законодательством, освященный церковным венчанием".
В связи с этим, в странах, "где церковное венчание является законной формой совершения брака, регистрация брака совершается согласно государственному законодательству", а в остальных случаях "венчание совершается после государственной регистрации брака", цитирует ИТАР-ТАСС текст документа.
Священнику вменяется в обязанность "проводить катехизацию готовящихся к вступлению в брак, напоминая им о назначении христианской семьи и о взаимной ответственности супругов".
Кроме того, в документе оговаривается особое снисхождение к зарегистрированным, но не венчанным бракам и говорится "о недопустимости практики лишения причастия лиц, живущих в "невенчанном" браке и отождествления такового брака с блудом".
"Однако следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в венчании для достижения целей брака - совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей", - говорится в тексте.
Вместе с тем, Церковь не может венчать зарегистрированные браки, если они не соответствуют каноническим нормам, как и давать благословение на расторжение брака, если союз расторгнут государством, но нет канонических поводов для развода.
Среди причин, делающих допустимым расторжение церковного брака, названы: монашеский постриг одного из супругов, прелюбодеяние, отпадение супруга от православия, тяжелые заболевания, в том числе психические, посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей, совершение женой аборта при несогласии мужа и др.
Вопросы разрешения на расторжение брака и вступление во второй брак находятся в компетенции правящего архиерея епархии.
Проект документа "О христианском погребении усопших", в частности, предлагает обсудить проблему кремации тел умерших.
"Исходя из свидетельств церковного Предания, Архиерейский Собор не может признать кремацию нормой обращения с телами почивших христиан, соответствующей вере Церкви, и призывает пастырей в подобающей форме разъяснять это верующим", - отмечается в проекте документа, текст которого приводит ИТАР-ТАСС.
Там также подчеркивается, что "практика так называемого "заочного отпевания", вынужденно получившая широкое применение в период антицерковных гонений, прежде всего из-за массового закрытия храмов и крайнего недостатка священнослужителей, также не соответствует Преданию Церкви, особенно в случае совершения "заочных отпеваний" в отсутствие близких почившего".
Вместе с тем, особо оговариваются случаи, когда погребение в соответствии с христианскими традициями невозможно по объективным причинам. "Русская православная церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции", - говорится в тексте документа. "Это особенно относится к странам, где кремация является частью преобладающих обычаев местной культуры, как, например, в Японии, где организация захоронения в земле для большинства граждан крайне затруднительна", - также отмечается в тексте.
На сайте "Патриархия.ru" опубликованы также проекты еще трех документов, разосланных для обсуждения. Это "Концепция Русской православной церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма", "О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века" и "О подготовке ко Святому Причащению".
Злоупотребление алкоголем в представленном на обсуждение проекте названо "одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской православной церкви". В связи с этим, говорится в документе, "долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности". Христиан РПЦ призывает быть примером трезвой жизни.