Копии обращения направлены в Генпрокуратуру РФ, Министерство юстиции РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, в Общественную палату РФ, ряд российских СМИ.
Напомним, что ранее серьезную озабоченность в связи с новым судебным рассмотрением "дела Бхагавад-гиты" в Томске выразили участники представительной участников научно-практической конференции "Бхагавад-гита в истории и в современном обществе", которая состоялась 24 февраля в Томском государственном университете.
Вот текст открытого письма ученых Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину, который поступил сегодня в распоряжение NEWSru.com:
Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Уже почти год в Томске продолжается судебный процесс над книгой "Бхагавад-гита как она есть", которая представляет собой перевод древнеиндийского философского трактата (V–VI вв.) в сочетании с комментариями индийского мыслителя XX в. А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и является священным текстом одного из направлений индуизма.
Судебный процесс инициирован 30 июня 2011 г. прокурором г. Томска подачей в суд заявления о признании книги экстремистским материалом. 28 декабря 2011 г. Ленинский районный суд Томска, основываясь на законодательстве РФ и нормах международного права, отказался признать книгу экстремистской. Считаем решение суда законным и обоснованным. Однако 23 января 2012 г. прокурор г. Томска подал апелляционное представление на решение суда первой инстанции. Новое судебное рассмотрение назначено на 20 марта.
В ходе Всероссийской научно-практической конференции, которая прошла в Томском государственном университете 24 февраля с.г., собравшей более 60 участников, прозвучали убедительные аргументы разных ученых, в том числе индологов, относительно книги, "вызванной в суд". До этого свою четкую позицию в отношении "Бхагавад-гиты как она есть" и надуманности предъявляемых к ней претензий выразили в своих заключениях профессиональные эксперты-религиоведы и философы. Выводы научной конференции свидетельствуют: книга не содержит признаков экстремизма и не призывает к разжиганию вражды по признакам национальной принадлежности или отношения к религии либо по каким-либо иным признакам. Напротив, данная книга, созданная в русле комментаторской традиции бенгальского вишнуизма (вайшнавизма), одной из самых популярных ветвей индуизма, признана определенным кругом верующих в качестве священной.
Индологи, религиоведы, филологи (лингвисты и литературоведы), историки и философы неоднократно указывали на то обстоятельство, что изначальный текст "Бхагавад-гиты", начиная с VII–VIII вв. вписывается в русло комментариев, и в глазах ученых, верующих индусов и мировой общественности между нею и "Бхагавад-гитой как она есть" с комментариями Свами Прабхупады противоречий не существует.
Всякие заявления в прессе о том, что прокуратура намерена доказать экстремистский характер только комментариев, а не самого текста Бхагавад-гиты, не соответствуют действительности и противоречат традициям самого индуизма, поскольку не учитывают того обстоятельства, что религиозный комментарий в индуизме образует с текстом единое целое. Книга "Бхагавад-гита как она есть" представляет собой аутентичный элемент подлинного индуизма и достойна уважительного подхода к себе со стороны как представителей культурного социума, так и других конфессий.
Считаем, что действия прокуратуры в Томске, инициировавшей судебный процесс над священной книгой, которая является авторитетной частью индуизма, не только наносят значительный ущерб репутации отечественной науки и культуры, но также дискредитируют культурный и демократический образ России в глазах цивилизованного мира и вбивают клин в российско-индийские отношения. Об этом свидетельствует волна возмущения, прокатившаяся по Индии в декабре прошлого года и не оставшаяся незамеченной на самом высшем политическом уровне двух стран. Как явствует из мониторинга СМИ Индии, высказываний политиков Индии, индийских дипломатов в России, представителей самых разных слоев населения Индии, сообщение о суде в Томске вызвало резко отрицательную реакцию в индийском обществе и появление враждебных настроений по отношению к России.
Считаем, что дальнейшее продолжение процесса в Томске над книгой "Бхагавад-гита как она есть" противоречит духу закона и свободы, демократическим ценностям нашего государства, наносит непоправимый урон репутации России как образованной, культурной и толерантной державы.
Обращаем ваше внимание на необходимость взять этот беспрецедентный случай под ваш личный контроль.
12 марта 2012 г.
г. Москва
А.А. Гусейнов, доктор философских наук, профессор, академик РАН, директор Института философии РАН
М.Т. Степанянц, доктор философских наук, профессор, зав. сектором восточных философий Института философии РАН
П.С. Гуревич, доктор философских наук, доктор филологических наук, канд. исторических наук, академик РАЕН, зав. сектором истории антропологических учений Института философии РАН
В.Г. Лысенко, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Российского государственного гуманитарного университета
Т.Б. Любимова, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН
И.Я. Кантеров, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
Т.Л. Шаумян, канд. исторических наук, руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН
И.П. Глушкова, доктор исторических наук, канд. филологических наук, ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН
Е.Ю. Ванина, доктор исторических наук, зав. сектором истории и культуры Центра индийских исследований Института востоковедения РАН
Е.С. Элбакян, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений, научный руководитель и координатор проектов "Религиоведение. Энциклопедический словарь" и "Энциклопедия религий"
А.М. Дубянский, канд. филологических наук, доцент кафедры индийской филологии Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры истории и филологии Центральной и Южной Азии Института восточных культур и античности Российского государственного гуманитарного университета
Н.В. Шабуров, канд. культурологических наук, руководитель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета
Б.З. Фаликов, канд. исторических наук, доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета
В.В. Кравчук, канд. философских наук, доцент, заместитель зав. кафедрой по учебно-методической работе кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
И.А. Газиева, доцент кафедры восточных языков факультета теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета
Н.Н. Карпицкий, доктор философских наук, доцент кафедры философии Сибирского государственного медицинского института
Е.И. Аринин, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и религиоведения Владимирского государственного университета
О.К. Шиманская, канд. философских наук, доцент кафедра культурологии, истории и древних языков Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова
О.В. Орлова, канд. филологических наук, доцент Томского государственного педагогического университета