Эта тревога вновь прозвучала в докладах участников научной конференции в Томске и их выступлениях перед журналистами, прозвучавших 24 и 25 февраля. Научно-практическая конференция "Бхагавад-гита в истории и в современном обществе" проходила 24 февраля в Томском государственном университете и была представлена участниками из Москвы, Челябинска, Барнаула, Тюмени, Нижнего Новгорода, Владимира, Новосибирска и Томска. Форум был организован Национальным исследовательским Томским государственным университетом и Департаментом по культуре Томской области.
"Участники конференции убеждены, что одной из проблем, стоящей на повестке дня в России, является формирование многонационального и многоконфессионального гражданского общества, исключающего монополию какой-либо одной идеологии и нетерпимость к другим культурам и религиям. В связи с этим особую тревогу вызывает инициирование Томской прокуратурой судебного процесса над священным текстом вайшнавизма "Бхагавад-гита как она есть", - говорится, в частности, в Резолюции научной конференции "Бхагавад-гита в истории и в современном обществе", принятой 25 февраля на круглом столе "Социальное и правовое значение суда о признании книги "Бхагавад-гита как она есть" экстремистским материалом". Текст документа поступил сегодня в NEWSru.com.
"Проведенная конференция показала непреходящее историческое значение "Бхагавад-гиты", которая продолжает жить в комментаторских традициях религиозных авторитетов, ее духовное влияние на развитие культуры не только Индии, но и других стран, - говорится далее в Резолюции. - Это влияние в огромной степени определяется сегодня движением вайшнавизма, чьим наиболее авторитетным текстом является созданный Бхактиведантой Свами Прабхупадой комментарий. Участники конференции убеждены в том, что к таким религиозным текстам, как "Бхагавад-гита как она есть", понятие экстремизма применено быть не может.
Считаем мнение экспертов, проводивших религиоведческую и психолого-лингвистическую экспертизу "Бхагавад-гиты как она есть" непрофессиональным, вненаучным и ангажированным. Считаем неприемлемой нравственную позицию С.С. Аванесова, В.Н. Свистунова, В.Т. Наумова, М.А. Осадчего, С.А. Дранишникова, которые, не имея соответствующей научной квалификации, поставили подписи под экспертизой.
Выражаем недоверие А.Л. Дворкину как председателю экспертного совета при Минюсте РФ.
Полагаем, что назрела необходимость создания независимого и компетентного экспертного сообщества, состоящего из религиоведов, лингвистов, историков, философов, социологов, психологов и правоведов способных давать объективные, научно-обоснованные заключения.
Выражаем глубокую удовлетворенность решением Ленинского суда г. Томска, оставившего без удовлетворения заявление прокуратуры о признании "Бхагавад-гиты как она есть" экстремистским материалом.
Выражая свою гражданскую позицию, не считаем обоснованными действия прокуратуры по продолжению судебного процесса над "Бхагавад-гитой как она есть" и решение прокурора о внесении апелляционного представления в Томский областной суд.
Мы озабочены низким уровнем общей культуры сотрудников правоохранительных органов и государственной власти.
Благодарим представителей всех конфессий за моральную поддержку во время суда над "Бхагавад-гитой как она есть". Вместе с тем мы выражаем озабоченность отсутствием реакции со стороны Томского епархиального управления Русской православной церкви на провокационные и оскорбительные действия одного из сотрудников миссионерского отдела Томской епархии РПЦ, формирующие негативный образ не только епархии Русской православной церкви, но и Томска как культурного центра.
Обращаем внимание государства и общества на острую проблему правоприменительной практики Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", которая допускает сегодня злоупотребления по отношению к религиозным организациям.
Обращаем внимание государства и общества на тот широкий международный резонанс, который получил судебный процесс в Томске над текстом "Бхагавад-гиты как она есть" и на тяжелые последствия, которые может иметь продолжение этого дела для сохранения и развития дружественных отношений с Республикой Индия, чей парламент единодушно выразил решительный протест в отношении данного судебного разбирательства.
Обращаем внимание местной власти и томского сообщества на невосполнимые потери для имиджа Томска и Томской области, вызванные данным судебным процессом".
Под Резолюцией подписались 64 участника конференции при одном воздержавшемся. Среди подписавшихся: ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН доктор исторических наук, кандидат филологических наук И.П. Глушкова, профессор Сибирского государственного медицинского университета доктор философских наук Н.Н. Карпицкий, завкафедрой Истории древнего мира, средних веков и методологии истории Национального исследовательского Томского государственного университета О.В. Хазанов и др.
За день до круглого стола в информагентстве "Интерфакс-Сибирь" прошла пресс-конференция (смотреть ВИДЕО, в которой приняли участие известный российский индолог И.П. Глушкова (Центр индийских исследований Института востоковедения РАН), ведущий научный сотрудник Института философии РАН Т.Б. Любимова и начальник Отдела защиты свободы совести Аппарата Уполномоченного по правам человека М.И. Одинцов. Они поделились своими впечатлениями от научной конференции, высказали свое мнение по ряду вопросов. В частности, ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН И.П. Глушкова указала на проблему непонимания экспертами, чьи мнения легли в основу обвинений прокурора, сути индуизма и принципов правильного восприятия индуистских священных текстов и комментариев к ним. Индолог подчеркнула невозможность разделения изначального текста Бхагавад-гиты и комментариев к ней, указав на то, что именно комментарии делают Бхагавад-гиту религиозным текстом и вообще живым источником. В качестве примера она сослалась на свои исследования толкований Гиты святым вайшнавским мудрецом Днянешваром (XIII в.), комментарии которого на языке маратхи во много раз превышают изначальные санскритские стихи Гиты. Индолог также опровергла домыслы о том, что Общество сознания Кришны (религиозная организация вайшнавов-кришнаитов) якобы не имеет никакого отношения к индуизму (с подобным заявлением накануне выступил на одном из томских телеканалов сектоборец Александр Дворкин). И.П. Глушкова поделилась и своими наблюдениями во время недавней поездки в Индии. Эта поездка совпала по времени с волной возмущения, прокатившейся по стране вследствие суда в Томске над Бхагавад-гитой. По словам индолога, к ней часто обращались взволнованные индийцы с вопросами на тему суда, спрашивали ее о причинах, и она испытывала чувство неловкости и стыда за невежество наших чиновников.